Народная кукла в детском саду
В детском саду «Журавлик» г. Великие Луки создан мини-музей народной игрушки. Каких только кукол тут нет: и скрутки, и крупенички, куклы из соломы, из чурбачков, глиняные и тряпичные. Большинство экспонатов создано руками детей при помощи взрослых — педагогов и родителей — точно так же (или почти так же), как это делалось в деревнях позапрошлого века.
Дети любят что-то создавать. Особенно — при поддержке преподавателей, ведь и заключается в том, что бы правильно организовать учебный процесс. Особенно, если преподавателям процесс работы тоже интересен.
Но создание куклы завораживает особенно сильно. Все-таки кукла, как ни крути, — прообраз человека. Делая куклу, всегда немного ощущаешь себя Создателем и вольно или невольно оказываешься причастным к сотворению Мира. Иными словами, процесс создания кукол несет на себе отпечаток магического действа, каковым он и был в древности. Для детей это очень сильное переживание. К тому же в процессе изготовления народных кукол дети сталкиваются с реалиями давно минувших времен.
Взять, к примеру, кукол, которые называются «семейками»: у большой куклы к поясу прикреплены ' маленькие куколки — детишки. Детишек много — как было (должно было быть) в крестьянских семьях. Куклы-«семейки» служили не для игры. Они были амулетом, средством повлиять на плодовитость женщины. Современные дети, за редким исключением, живут в семьях, где воспитывается один или два ребенка. И никто не прибегает к куклам как к действенному средству увеличения потомства. Так что «встреча» с куклой-«семейкой» — это своего рода путешествие в историю, первая этнографическая экспедиция в форме занятия по ручному труду.
А в свободной игре ребенок, скорее всего, переиначит образ: кукла-мама станет воспитательницей, маленькие куколки — детишками из ее группы. И это правильно. Чтобы кукла стала игрушкой, а не амулетом, она должна вписаться в опыт ребенка. Кукла на каркасе из двух перевязанных крестом палочек — одна из простейших конструкций. И ее по силам воспроизвести даже детям дошкольного возраста. Но можно сделать на одной поперечине сразу двух кукол. Они крепко «связаны» между собой, существуют как единое тело. Это куклы свадебные. Их дарили жениху и невесте как символ будущей совместной жизни — жизни, которую невозможно было изменить. Не было в крестьянской жизни такого явления, как развод.
Эти куклы относятся к разряду «чудных», «странных». И сложно сказать, как воспринимает свадебных кукол ребенок, переживший развод в своей семье. Но, возможно, через создание такой куклы он соприкасается с нарушенной в его представлении моделью семьи, где «мама-папа» — нерушимая связка. По крайней мере он узнает, что так когда-то было. Так может быть.
Иными словами, опыт педагогов, занимающихся народной игрушкой, показывает: детям это интересно.
Но психология восприятия народной куклы, ее игровые возможности, ее функциональные преимущества или недостатки по сравнению с куклой промышленного производства еще ждут своих исследователей. А вот создание мини-музея народной куклы совместными силами детей и взрослых — дело бесспорное.
Biglongcar.ru: аренда автобусов, заказ микроавтобусов, заказ автобусов, аренда микроавтобусов с водителем в Москве.