Мир вокруг нас быстро меняется. Города, особенно крупные, растут и развиваются. Урбанизация! Строятся новые районы, расширяется инфраструктура, прокладываются новые дороги. И, конечно, развивается городской общественный транспорт.
Общественный транспорт — это уже не просто средство перемещения пассажиров из точки А в пункт Б. Это, если хотите, одна из важных составляющих городского облика. На фоне ржавого дымящего рыдвана померкнет красота отреставрированного исторического центра, потускнеет зелень самых ухоженных парков и скверов, сожмется масштаб новостроек.
Современный общественный транспорт должен оказывать услуги нового уровня и формировать открытую, доступную для всех среду. Он должен быть удобным и комфортным для всех пассажиров, включая родителей с маленькими детьми и людей с ограниченными возможностями. Наконец, транспорт должен дружить с окружающей средой и быть максимально экологичным. Недаром в нашей стране приняты и реализуются государственные программы, направленные на развитие общественного транспорта и обновление его парка. Сегодня поговорим о самом массовом виде общественного транспорта — об автобусах.
Все модификации автобуса «ЛиАЗ-677» | All modifications bus «LiAZ-677»
Увы, ситуация с автобусным парком в нашей стране далека от оптимальной: средний возраст автобуса — 16,5 лет, 48% автобусов старше 15 лет, экологическим нормам Евро-4 и выше соответствует только 22,7% машин. Куда лучше выглядит «автобусная» статистика в крупных городах. Московский парк городских автобусов имеет средний возраст всего 4,7 года — самый молодой в Европе!
Закупаются современные, низкопольные машины, соответствующие экологическим нормам Евро-5. Троллейбусы на столичных улицах заменяют современные электробусы. Конечно, закупка дорогих электрических машин ни всем городам по карману, но обновление парка автобусов идет и в других городах. Автобусный парк Cеверной столицы моложе 6 лет.
Во многих областных центрах средний возраст парка не превышает 10 лет. Но до полного обновления автобусов по всей стране еще далеко, эта работа потребует времени и немалых средств.
Подавляющее большинство городских машин — отечественного производства. Иномарки чаще встречаются на междугородних маршрутах. Причем новые автобусы, которые закупаются для городов, — тоже, в основном, наши. Государство, поддерживая развитие и обновление общественного транспорта, одновременно стимулирует его производство в России.
Зачем отправлять государственные средства за границу, когда можно не только общественный транспорт обновить, но и отечественного производителя заказами поддержать. Но и требования к производителям стали более жесткими. Им пришлось серьезно поработать над обновлением модельного ряда и созданием новых автобусов — экономичных, надежных, комфортабельных. «Обновлять» парк откровенно устаревшими моделями никто не будет! Рассмотрим три современные модели автобусов, которые предлагает официальный дистрибьютор марки ГАЗ —- Группа компаний «Современные транспортные технологии».
Другая «Газель»
Уже год за рулем «Газели NEXT». По сравнению со старой «Газелью» — совсем другой уровень. Приходилось работать и на автобусах —иномарках. Даже им NEXT практически ничем не уступает. — Сергей М., водитель.
В Курске на маршруты выйдут 40 бывших в употреблении столичных автобусов
Новый автобус малой вместимости «Газель NEXT» от своей предшественницы унаследовал разве что имя. Полностью переработанная конструкция, современный, европейский дизайн. Это даже не автобус, а целое семейство. Различные варианты колесной базы, вместимость от 14 до 22 мест, большой выбор планировок салона: городские, пригородные, туристические варианты.
Машина обеспечивает высокий уровень комфорта для пассажиров: высота салона — без малого два метра, удобные сиденья с практичной обивкой, эффективная система отопления и вентиляции, высокая и широкая боковая дверь с электроприводом, выдвижная подножка для удобства посадки. Автобус оснащен эффективной тормозной системой, его подвеска обеспечивает устойчивость и высокую плавность хода. Блокировка дифференциала позволяет уверенно двигаться по разбитым и скользким, зимним дорогам.
Возможен заказ автомобиля в специальной комплектации. Есть автобусы для перевозки маломобильных пассажиров, школьные версии, варианты с салоном повышенной комфортности. «Газель NEXT» — семейство автобусов на все случаи жизни. Это и малый маршрутный автобус, и машина для небольших туристических групп, и школьный автобус, и служебный. А учитывая выгоду при покупке в 412 тыс. рублей, это еще и очень доступный автобус.
Обзор отличный
«Снаружи выглядит необычно — аквариум на колесах. Зато внутри очень удобно — почти как в большом автобусе.» Мария, пассажир.
Автобус малого класса «Газель CITY» — уникальное предложение на рынке. Других серийных низкопольных машин такого размера с панорамным остеклением на рынке просто нет. Автобус перевозит 22 пассажира при длине всего 6,6 метра. Он юркий и маневренный — находка для мегаполиса с его узкими улочками или огромными пробками.
Экономичный дизельный двигатель расходует всего 12,5 литров топлива на 100 км пробега. Гарантия на автобус — три года без ограничения пробега.
Но основное преимущество «Газель CITY» — это удобство пассажиров. Низкий пол (25–32 см) позволяет войти в салон в один шаг. Ширина автоматической двери — 110 см — позволяет без труда закатить по откидной аппарели детскую коляску или инвалидное кресло. Для кресла предусмотрено специальное место в салоне, оборудованное системой фиксации.
Регулируемая пневматическая подвеска придает автобусу плавный ход, огромные панорамные окна обеспечивают прекрасный обзор. Просторная накопительная площадка, нержавеющие поручни, удобные и практичные пассажирские сиденья — этот компактный автобус обеспечит пассажирам, в том числе людям с ограниченными возможностями, самый высокий уровень комфорта.
Удобно здесь и водителю. Его рабочее место отделено от салона перегородкой. Кресло с подогревом и поясничным подпором имеет пять степеней регулировки, регулируется и рулевая колонка. Зеркала заднего вида оснащены электроприводом.
Средний класс
Новые автобусы Вектор 7.6 недавно появились у нас в парке. Водители довольны. А мы, ремонтники, шутим: как бы нас «Вектор» без работы не оставил, с таким то ресурсом. — Георгий Н., слесарь-моторист.
Представитель автобусов среднего класса «Вектор NEXT» 8.8 , появится на дорогах российских городов уже в сентябре. Выпускается в трех различных исполнениях: «Стандарт», «Междугородний» и «Доступная среда». При длине 8,8 метра он вмещает до 71 пассажира. Сидячих мест — 19–23, еще одно предназначено для инвалидного кресла.
Просторная накопительная площадка позволяет разместить коляску или инвалидное кресло. Для их погрузки есть откидная аппарель. Система опускания задней части кузова еще больше облегчает посадку, особенно для маломобильных пассажиров. Автобус комфортабельный и безопасный: удобные кресла, система информирования «Говорящий город», видеонаблюдение.
У водителя кресло с подогревом и регулировкой поясничного подпора, индивидуальная система отопления, обогрев зеркал, большая площадь остекления, а значит — отличный обзор. Удобство и комфорт водителя — это такая же составляющая безопасности, как и система курсовой устойчивости, которой может быть оборудован «Вектор».
Автобус должен работать, а не простаивать в ремонте. Надежности и долговечности конструкции в «Вектор NEXT» уделено особое внимание. Межсервисный интервал — 20 тыс. км, гарантия — 3 года или 150 тыс. км. Ресурс кузова — не менее 10 лет, основные агрегаты автобуса рассчитаны на безотказную работу в течение 700 тыс. км пробега!
Кстати, «Вектор NEXT» — потомок знаменитого «пазика», который честно и безотказно возит пассажиров со времен Советского Союза по сей день. Конечно, исполнена новая модель на совершенно ином, современном техническом уровне.
Поехали!
Конечно, малые и средние автобусы — не основной транспорт больших городов. Здесь в приоритете автобусы большой вместимости. Но есть тесные улицы старого города, где сочлененной громадине просто не поместиться. Есть маршруты с малым пассажиропотоком, где использование больших автобусов нерентабельно. Есть пригородные перевозки, где «малыши» используются очень активно.
Малые автобусы применяются для аренды, служебных, экскурсионных перевозок.
Три семейства автобусов, которые предлагает дистрибьютор бренда ГАЗ ГК «Современные транспортные технологии», имеют немало общих черт. Это новая, передовая конструкция, современная, надежная агрегатная база, низкие затраты на эксплуатацию. Дизайн машин прекрасно вписывается в стиль современного города. Пассажирам и водителю новинки предоставляют высокий уровень комфорта и безопасности. Все модели соответствуют требованиям программы «Доступная среда».
Страна постепенно выходит из ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Растет пассажиропоток, восстанавливаются временно отмененные маршруты. Транспортная система страны оживает. На чем поедем в будущее, россияне?
Источник: www.zr.ru
Выбор подвижного состава
Автобусом называется пассажирский автомобиль, имеющий более девяти мест для сидения. Автобусы классифицируются:
1. По назначению:
— автобусы общего пользования
— ведомственные автобусы (для транспортных служебных нужд и специальных целей)
2. По вместимости, выраженной числом пассажирских мест
Классификация автобусов по вместимости
Количество мест для сидения
Длина автобуса, метр
5. Особо большая
3. По типу кузова: капотные (КАВЗ-685) и вагонные (ЛИАЗ, ЛАЗ, ПАЗ)
4. По числу салонов кузова автобусов: обычные (с одним салоном), с прицепом, сочлененные.
5. По типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные автобусы.
На выбор типа автобусов влияют многочисленные факторы. К основным эксплуатационным свойствам автобуса, определяющим качество перевозки пассажиров и влияющим на выбор подвижного состава относятся:
— конструктивные планировочные параметры, определяющие длительность простоя автобуса на остановках для посадки-высадки пассажиров (количество и ширина дверей, размеры накопительных площадок, ширина центрального прохода между сидениями, высота уровня пола пассажирского помещения, число подножек, их высота и т.д.)
— соответствие конструкции автобуса требованиям безопасности движения (устойчивость, легкость и удобство управления, обзорность с места водителя, наружное освещение и т.д.)
— комфортабельность (удобство пользования) подразумевает по собой конструкцию и удобство расположения пассажирских сидений, площадь остекления кузова, внутреннее освещение салона, отопление, герметичность салона, вентиляцию, качество подвески, уровень шума, наличие дополнительных удобств
— внешний вид подвижного состава (его окраска, информационная экипировка)
— топливная экономичность характеризуется приспособленностью автобуса к осуществлению перевозок при наименьшем расходовании топлива на каждый пассажиро-километр.
Большое значение при выборе подвижного состава имеют условия эксплуатации автомобилей, которые определяются транспортными, дорожными и климатическими факторами:
1. К транспортным факторам относятся:
— вид и характер пассажирских перевозок, их объем и регулярность
— дальность, время суток и продолжительность поездок пассажиров
— условия труда водителя и кондуктора
— конструктивные особенности подвижного состава и интенсивность его эксплуатации, надежность и долговечность
— условия хранения, обслуживания и ремонта подвижного состава и их трудоемкости
2. Дорожные и климатические факторы характеризуются:
— типом покрытия, состоянием и благоустройством дорог
— размерами, плотностью и режимом движения автомобилей по дорогам в различные периоды года
— продолжительность зимнего периода
— температурой и влажностью воздуха.
Сыктывкар находится в зоне холодных природно-климатических условиях. Поэтому автомобили, предназначенные для перевозки в наших климатических условиях должны иметь надёжность работы при температурах воздуха до — 50є С. Кабина водителя и пассажирский салон автобуса должны иметь надёжную автономную систему отопления. Шины, все резинотехнические и полимерные изделия должны быть изготовлены из морозоустойчивых материалов. Эксплуатационные материалы должны иметь характеристики, позволяющие применять их при низких температурах.
Выбор автобуса существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и работу АТП. Эффективное использование автобусов может быть обеспечено только в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.
Автобусы большой вместимости не целесообразно использовать на маршрутах с малым пассажиропотоком и в течение всего дня на маршрутах с высокой неравномерностью пассажиропотока, т.к. это приведет либо к высоким интервалам движения и соответственно увеличению времени ожидания на остановках, либо к значительному удорожанию себестоимости перевозок. Эксплуатация автобусов малой вместимости на маршрутах с мощным пассажиропотоком уменьшает интервалы движения, но увеличивает потребность в подвижном составе, повышает загрузку улиц и магистралей, снижает производительность работы.
При выборе автобусов, прежде всего, учитывают:
— Мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы «пик»
— Неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута
— Целесообразный интервал следования автобусов по часам суток
— Дорожные условия движения автобусов и пропускную способность улиц
— Провозную способность, т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами за 1 час в одном направлении
— Себестоимость автобусных перевозок.
Исходя из анализа условий перевозок на маршруте, перспективным для данного маршрута является одиночный городской автобус среднего (малого) класса, вагонного типа, который должен иметь:
— номинальную вместимость не менее 40-50 чел. (т.к. наполнение на наиболее загруженных участках маршрута в час «пик» в среднем 150-180 пасс.)
— две накопительные площадки
— широкие двустворчатые, поворотного типа двери
Учитывая вышеизложенное, в данном дипломном проекте предлагается рассматривать работу автобуса марки ПАЗ-32054 (см. рисунок 3.1.)
Рисунок 3.1. Автобус ПАЗ — 32054
Краткая техническая характеристика автобусов ПАЗ
Источник: studbooks.net