Одна из красивейших российских усадеб – усадьба Пехра-Яковлевское – сейчас не разделяет судьбу многих заброшенных имений благодаря тому, что сегодня здесь обосновался Российский Государственный Аграрный Заочный Университет. Прославилось имение еще в 16 веке, когда Голицыны выкупили Пехра-Яковлевское у дворян Сукиных. Более 200 лет имение принадлежало младшей линии Голицинского рода – знаменитых потомков Гедимина, великого литовского князя.
Усадебный комплекс, каким мы его видим теперь, был основан в 1750-60 годах. Тогда Пехра-Яковлевское принадлежало князю Петру Яковлевичу Голицыну, человеку с изящным вкусом и выдающемуся государственному деятелю, депутату Комиссии, созванной для составления нового Уложения. Он прославил свое имя в истории искусства тем, что создал в Москве первый музей, основанием собрания которого послужила знаменитая коллекция картин рода Голицыных. К сожалению, князь-меценат недолго наслаждался плодами своих трудов: в 1775 году его убили на дуэли. Право владеть имением перешло к Михаилу Голицыну, его сыну.
Усадьба Брянчаниновых
Дядя Михаила Голицына, вице-канцлер А.М. Голицын, решил перестроить Пехра-Яковлевское. Идея была воплощена в жизнь в 1810 году, на перестройку ушло 40 лет. Ансамбль, построенный в соответствии со вкусами эпохи классицизма, скорее всего, не сильно отличался от первоисточника, сохранив его планировочную структуру.
С горьковского шоссе открывается прекрасный вид на Пехра-Яковлевское, стоящее на возвышении – берегу реки под названием Пехорка. Главный дом спроектирован архитектором Бланхом. Он несколько раз перестраивался, а окончательно потерял первоначальный облик после пожара 1924 года.
Тогда его восстановили, не считаясь с задумкой автора в сфере художественной выразительности и планировки. Галереи (колоннады тосканского ордена) объединяют дом с парными флигелями. Флигели проектировал Ф.П. Казие. Аренда микроавтобуса сэкономит время туристов, желающих осмотреть архитектурный ансамбль Пехра-Яковлевского.
Гармонию ансамблю придают строения, симметрично расположенные вдоль берега. Постройки не имеют курдонера. В общую симметрию не вписывается лишь Спасская церковь – она немного смещена влево. Церковь построили из кирпича, украшением послужил белый камень, широко применяемый в деталях. Ее построили в 1782 году.
Кто именно был зодчим – точно неизвестно. Вероятным автором считают В.И. Баженова или К.И. Бланка. Такое предположение возникло из-за необычайной тщательности и изящества в прорисовке деталей, а также оригинальность замысла.
Спасская церковь классифицируется как двухколоколенный ротондальный храм периода классицизма. Это крайне редкая группа храмов. Сейчас церковь отреставрирована и в ней проходят службы. Попасть туда проще всего, специально для подобной поездки оформив заказ микроавтобуса.
Парк имения Перха-Яковлевское довольно большой, его условно делят на нижний и верхний. Каждая часть формировалась отдельно от другой. Часть парка, прилегающая к дому – регулярная. Ее возникновение датируется серединой 18 века. На буленгрин (площадку) выходит садовый фасад дворца.
По прямой оси буленгрина расположена террасообразная барочная лестница, ведущая к парку. Лестница – тоже своего вида произведение искусства: известковые скульптуры сфинксов и львов несомненно берут корни из крепостного искусства, их изображения иконографичны.
Когда-то возле лестницы стоял фонтан амура. Еще один оригинальный фонтан под названием «Три грации» находился в самом парке. Женщины, изваянные для композиции «Три грации», имели общие черты и похожую, чуть грубоватую фактуру со скульптурами на лестнице. В начале 20 века, гуляя по парку, можно было найти вазы и другие скульптурные формы, валяющиеся в запустении.
Вторая часть парка под названием «Нижняя» находится к северу от усадьбы, на берегу речки Пехорки. К сожалению, деревья, посаженные во времена Голициных, вырублены, на месте ухоженных аллей теперь растет неухоженный лес.