Крупнейший государственный перевозчик Тверской области отчитался о пробеге (свыше 100 000 км) и расходе 15 автобусов ЛИАЗ 4292.60, оснащенных американской автоматической коробкой Allison. Показатели — отличные.
Материалы по теме
«Верхневолжское АТП» обслуживает основную часть маршрутов Твери и Калининского района Тверской области. Предприятие реализует новую модель региональных перевозок: автобусы оснащены автоматическими коробками передач, современным навигационным оборудованием, устройствами бесконтактной оплаты проезда и системами климат-контроля.
Автобусы ЛИАЗ 4292.60 в модификации с 2 дверями и 27 посадочными местами перевозчик приобрел в конце февраля 2020 года. Городской низкопольный автобус среднего класса оснащен 210-сильным двигателем ЯМЗ-53403, отвечающим нормам Евро-5. Коробка передач — полностью автоматическая, шестиступенчатая Allison T2100. Подробнее об этом и не только читайте на сайте журнала «Рейс».
Рассказывает Роман Хульгин, главный инженер компании «Верхневолжское АТП»:
Материалы по теме
Почему этот Советский автобус ПАЗ-3205 до сих пор покупают?
— Техника активно эксплуатируется уже более года. Основное преимущество новых автобусов ЛИАЗ 4292.60 с АКП Allison — это топливная экономичность. Весной и осенью при выключенном кондиционере автобусы, обслуживающие пригородные маршруты, потребляют, в среднем, до 25 л топлива на 100 км пробега.
Для машин, работающих в городе, этот показатель составляет 32,5 л. При эксплуатации с включенным кондиционером расход пригородных автобусов достигает 26,7 л, а городских — 34,8 л. Зимой, при активно используемом предпусковом отопителе, расход составляет 29,3 и 38 л для пригородных и городских автобусов соответственно. А ведь завод-изготовитель заявляет в среднем 46 л на 100 км! Примечательно, что расход даже ниже, чем у аналогичных автобусов, оборудованных автоматами другого производителя,- опыт эксплуатации таких машин у нас также есть. Прогнозируем, что автобусы с автоматической коробкой Allison окупятся довольно быстро.
Материалы по теме
За год эксплуатации пробег 15 автобусов превысил 100 000 км. Их обслуживание ограничилось обычной заменой масла и соответствующих расходников. Поэтому простоя техники не возникло — буквально на следующий день машины уже были на маршрутах. Водители хорошо отзываются об автобусах с АКП Allison — особенно те, что раньше управляли только машинами с МКП. В ближайшее время запланирована поставка очередной партии таких машин: наш парк пополнят 28 новых автобусов ЛИАЗ 4292.60 с АКП Allison.
Шестиступенчатая автоматическая коробка передач Allison T2100.
Шестиступенчатая автоматическая коробка передач Allison T2100.
Шестиступенчатая коробка передач Allison T2100 — эффективное решение для городских и пригородных автобусов среднего класса.
Материалы по теме
За оптимальный режим работы двигателя отвечает специальный алгоритм переключения передач. Он же способствует и снижению расхода топлива. Для рентабельности парка немаловажно и то, что машины с АКП не простаивают из-за сожженного сцепления — серьезной проблемы автобусов на механике.
«Нормы расхода топлива и ГСМ на автомобильном транспорте в социальных учреждениях» А.И. Мурыгин
Удобство управления габаритным транспортом в условиях плотного городского трафика — еще одно преимущество, которое отмечает перевозчик. АКП Allison обеспечивает динамичный и плавный разгон и высокую маневренность автобуса. Кроме того, водителю не нужно отвлекаться на переключение передач, а значит, он полностью сконцентрирован на управлении и лучше контролирует дорожную обстановку. Так что и с точки зрения комфорта и безопасности пассажиров автобусы с АКП Allison зарекомендовали себя с лучшей стороны.
В ближайшее время автопарк перевозчика пополнят 28 новых ЛИАЗов-4292.60 с АКП Allison.
В ближайшее время автопарк перевозчика пополнят 28 новых ЛИАЗов-4292.60 с АКП Allison.
Технические характеристики*
Входная мощность, л. с. (кВт) | 300 (224) |
Крутящий момент на входе, Н·м | 780 |
Передаточные числа трансмиссии | |
Первая передача | 3.10:1 |
Вторая передача | 1.81:1 |
Третья передача | 1.41:1 |
Четвертая передача | 1.00:1 |
Пятая передача | 0.71:1 |
Шестая передача | 0.61:1 |
Задний ход | —4.49:1 |
Передаточные числа гидротрансформатора | |
TC-210 | 2.05 |
TC-211 | 1.91 |
TC-221 | 1.73 |
TC-222 | 1.58 |
. |
*Allison T2100 (параметры стандартной версии трансмиссии модели 2100. Технические характеристики отличаются в зависимости от модификаций и дополнительных опций трансмиссии)
Материалы по теме
- Опыт эксплуатации электробусов ЛиАЗ
- Сочлененные автобусы ЛиАЗ
- Полунизкопольный междугородний автобус ЛИАЗ-5292.65-03
Фото: «Верхневолжское АТП»
Источник: www.zr.ru
Нормы расхода топлива для автобуса в зимний и летний период
Расход топлива автобуса должен укладываться в установленные нормы. Они отражают объем потребления горючего на 100 километров пробега, привязываются к пассажировместимости и максимальному весу заполненного транспорта.
Следование нормам расхода топлива на автобусах необходимо для того, чтобы контролировать потребление, следить за тем, не сливается ли оно для посторонних нужд. Учет также открывает для компаний возможность списывания горючего со счетов в рамках законодательства РФ.
Рассмотрим изменения, которые коснулись соответствующего закона в 2020 году.
Зимние нормы расхода топлива в 2019-2020 году
В 2020 году продолжают действовать правила, установленные в области использования горюче-смазочных материалов в соответствии с распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р. Наиболее свежие поправки были внесены распоряжением 06.04.2018 № НА-51-р, в рамках которых были скорректированы лимиты потребления и некоторые коэффициенты.
В зимний период коэффициент норматива увеличивается на 15 %. Также нужно учитывать территориальную привязку транспортного средства. В соответствии с последними изменениями Севастополь был выделен как город федерального значения.
Летние нормы расхода топлива в 2020 году
На летний период нормы рассчитываются по установленным коэффициентам, без корректировки. Изменения коснулись городов-миллионников, в которых действует привязка к населению.
Для городов с количеством жителей от 1 до 5 миллионов норма потребления была увеличена на 25 %. В городах с населением более 5 миллионов человек норму повысили на 35 %. Во многом это связано с увеличением загруженности дорог и ростом количества пробок. Простаивание в таких заторах приводит к повышенному потреблению горючего.
Владельцам транспорта нужно учитывать и изменения порядка применения коэффициента повышения в зависимости от накопленного автобусом пробега. Повышение на 5 % касается транспортных средств, которые уже успели преодолеть рубеж 100 тысяч пройденных километров или чей возраст составил более 5 лет. На 10 % повысилось значение при пробеге более 150 тысяч километров или возрасте от 8 лет и более.
Формула расчета расхода топлива для автобуса
Чтобы рассчитать расход топлива у автобуса, нужно использовать формулы, установленные Приказом № АМ-23-р.
Qн = 0,01 Нs S(1+0,01D) + Нот
Qн – установленный норматив по расходу горючего. Прописывается в литрах;
Нs – стандартный показатель расхода, указанный для расстояния пробега в 100 километров;
S – величина накопленного пробега вашего транспортного средства;
D – коэффициент к норме, указанный в процентах. Это может быть как параметр снижения, так и относительной суммарной надбавки;
Нот – указанная для вашей марки автобуса норма расхода топлива при условии использования конструкционно предусмотренных отопителей салона. Прописывается в л/ч;
Т – общая продолжительность работы системы отопления в салоне, выраженная в часах.
Обязательно ли соблюдать в 2020 году нормы расходы ГСМ от Минтранса
Прямого обязательства соблюдать нормы расхода ГСМ для негосударственных организаций, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки, нет. Но эта мера позволит лучше контролировать потребление и списывать расходы, упростит ваши контакты с инспекторами и ведение учета. По этой причине лучше всего учитывать расход топлива автобуса на 100 километров пути и нанять для его правильного оформления ориентирующегося в вопросе бухгалтера. По коэффициентам для вашего транспортного средства и особенностям надбавок или снижения в соответствии с географической привязкой лучше всего обращаться к опытному налоговику.
Источник: www.yarkamp.ru
Как рассчитать норму расхода топлива
Каждая компания, которая использует транспорт в служебных целях, ведет учет расхода бензина. Обязательные для всех нормативы расхода не установлены, поэтому организация имеет право разработать свои нормы и утвердить их в учетной политике. Эксперт Контур.Бухгалтерии Бюджет на примерах разбирает расчет ГСМ для разных видов транспорта.
Зачем нормировать расход ГСМ
Норма расхода ГСМ — это мера потребления горюче-смазочных материалов при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Ее устанавливают приказом руководителя один раз и фиксируют в учетной политике.
С помощью нормы компания понимает, сколько денег каждый месяц придется тратить на покупку топлива, горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей для каждого авто и всего автопарка в целом. Это дает возможность грамотно планировать бюджет.
Экономически обоснованные расходы на ГСМ можно списывать для уменьшения налогов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Превышение нормативов нужно будет обосновать дополнительно.
Как рассчитать норму расхода ГСМ по рекомендациям Минтранса
Рекомендации Минтранса утверждены распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р. В соответствии с ними нормы расхода ГСМ делятся на несколько видов:
- Базовая. Показывает, сколько положено расходовать автомобилю по его техническим характеристикам. Как правило, их указывает завод-изготовитель в документах.
- Транспортная. Включает в себя базовую норму, зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки пассажиров, а также массы перевозимого груза.
- Эксплуатационная. Включает базовую или транспортную норму, поправочные коэффициенты, условия эксплуатации
В рекомендациях даны формулы расчета норм для каждого вида транспорта: легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тягачей, самосвалов, фургонов, эвакуаторов и медицинских машин. Для каждого вида требуется свой набор переменных.
В таблице перечислим их и расскажем, где организация их может взять.
В рекомендации Минтранса или документации завода-изготовителя
Пробег за определенный период. В зависимости от периодичности заполнения путевого листа
Сумма надбавок и снижений,прописанных в рекомендациях Минтранспорта
- 1,3 л — для дизельного топлива;
- до 2 л — для бензина (Рекомендации Минтранса)
Рассчитать по формуле:
W = Gгр × Sгр
В Приложении 4 Рекомендаций Минтранса или документации завода-изготовителя
- 1,3 л для дизельного топлива;
- до 2 л — для бензина (Рекомендации Минтранса)
- до 0,25 л жидкого топлива;
- до 0,33 л сжиженного нефтяного газа;
- до 0,25 куб. м природного газа.
Норма определяется на каждую единицу самосвального подвижного состава. Например, если есть два прицепа, то берем норма ×2.
- до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Как определить поправочный коэффициент (D) при расчете нормы ГСМ
Расход топлива зависит не только от особенностей каждого транспортного средства, но и от внешних факторов: дорожно-транспортных, климатических, эксплуатационных. Чтобы учесть их влияние, при подсчете норм применяют поправочный коэффициент. Он исчисляется в процентах и понижает или повышает норму расхода ГСМ (п. 4 Методических рекомендаций Минтранса).
Конкретные ситуации, в которых нормы расхода растут или снижаются, прописаны в п. 5 и 6 Методических рекомендаций соответственно. Например, расход топлива увеличивается в больших городах, в горной местности, у старых машин, зимой и не только. А снизить его можно, если автомобиль работает на дорогах общего пользования — ездит по трассе.
Отдельно в рекомендациях Минтранс определил:
- Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода ГСМ. В каждой области зимняя надбавка действует в разное время. Например, в Московской области с 1 ноября по 31 марта, а в Свердловской — с 1 ноября по 15 апреля (Приложение 2).
- Нормы расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями. Минтранс рекомендует обогревать салоны в холодное время года при среднесуточной температуре ниже + 5 С. В перечень Минтранса вошли не все марки отопителей, расход топлива можно смотреть в документах завода-изготовителя (Приложение 4).
Если автомобиль работает в междугородних перевозках и перемещается между разными климатическими зонами, рекомендовано применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
Расчет нормативного расхода топлива для легкового автомобиля
Норму расхода топлива легкового автомобиля рассчитывают по формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D)
Пример расчета. У типографии «Воробушки» есть служебный автомобиль KIA RIO. Известно, что:
- Пробег машины за месяц — 76 км (S).
- Базовая норма расхода топлива по рекомендациям Минтранса (Hs) — 8,2 л/100 км.
- Автомобилем организация пользовалась в феврале 2022 года в черте города Екатеринбург, поэтому применяются надбавки (D):
- 25 % — за езду в городе с населением от 1 до 5 млн человек;
- 10 % — зимние условия эксплуатации для Свердловской области.
Нормативный расход топлива для организации «Воробушки» за февраль 2022 года составляет: Qн = 0,01 × 8,2 л/100 км × 76 км × (1 + 0,01 × (25 + 10)) = 8,4132 литров
Расчет нормативного расхода ГСМ для автобуса
Расход топлива для автобуса рассчитывают по следующей формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hot × T
Пример расчета. У ООО «Металлург» есть автобус Нефаз 5299-10-16. О нем известно, что:
- Пробег автобуса за март — 330 км (S);
- Базовая норма расхода топлива по рекомендациям Минтранса — 35,2 л/100 км (Hs);
- Езда со включенным обогревателем в общей сложности за месяц — 108 часов (T);
- В автобусе установлена обогревательная система BW-300 Webasto, которая по данным завода-изготовителя расходует до 4 литров дизеля в час (Hot);
- Автобус в марте 2022 года доставлял сотрудников в г. Новокузнецк до работы, поэтому применяются надбавки (D):
- 15 % — зимняя надбавка для Кемеровской области;
- 15 % — работа в населенных пунктах с численностью от 250 тыс. до 1 млн человек;
- 10 % — частые технологические остановки, связанные с посадкой и высадкой пассажиров.
Нормативный расход топлива для автобуса за март 2022 года составляет: Qн = 0,01 × 35,2 л/100 км × 330 км × (1 + 0,01 × (15 + 15 + 10)) + 4 л/ч × 108 часов = 594,624.
Расчет нормативного расхода ГСМ для грузовых бортовых автомобилей
Расход топлива для грузовых бортовых автомобилей рассчитывают по следующей формуле:
Qн = 0,01 × (Hsan × S+ Hw × W) × (1 + 0,01 × D)
Пример расчета. Организация рассчитывает норму расхода дизеля для Грузовика Volvo F10 в мае. О нем известно, что:
- Базовая норма расхода топлива — 20,9 л/100 км.
- Работал в горной местности на высоте 800–2000 м, поэтому применяется надбавка 10 % (D);
- Пробег за май — 570 км (S), из которых 200 км (Sгр) с грузом 2 тонны (Gгр);
- Собственная масса полуприцепа — 9 тонн (Gпр).
Вычислим норму расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза: Hsan = Hs + Hg × Gпр = 20,9 л/100 км + 1,3 л/100 т км × 9 т = 32,6 л/100 км.
Вычислим объем транспортной работы: W = Gгр × Sгр = 2 т × 200 км = 400 т км.
Вычислим норму расхода топлива: Qн = 0,01 × (32,6 × 570 км + 1,3 × 400 т км) × (1 + 0,01 × 10)= 210,122 л
Норма расхода для тягачей рассчитывается по тому же принципу, что и для грузовых автомобилей.
Расчет нормативного расхода для самосвалов
При расчете используйте формулу:
Qн = 0,01 × Hsan × S × (1 + 0,01 × D) + Hz × Z
Пример расчета. Организация рассчитывает норму расхода топливо для самосвала КамАЗ-55111. О нем известно:
- Пробег за месяц — 380 км (S), из которых 300 км перевозка щебня 30 тонн;
- Самосвал работал в карьере, поэтому применяется надбавка 25 % (D);
- Совершил 12 ездок (Z);
- Базовая норма расхода топлива в снаряженном состоянии — 27,7 л (Hs);
- Норма расхода топлива на перевозку полезного груза — 1,3 л (Hw);
- Собственная масса прицепа = 4,5 тонн (Gпр);
- Норма расхода топлива на каждую ездку с грузом — 0,25 л (Hz).
Определим норму расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом: Hsan = Hs + Hw × Gпр = 27,7 л/100 км + 1,3 л/ 100 т км × 4,5 т = 33,6 л/100 км
Определим нормативный расход топлива: Qн = 0,01 × 33,6 л × 380 км × (1 + 0,01 × 25) + 0,25 л × 12 = 127,68 × 1,25 + 3 = 162,6 л
Можно ли не использовать нормы расхода ГСМ Минтранса
Организация может руководствоваться нормами Минтранса или разработать свои. Сделать это следует, например, в следующих случаях:
- если в распоряжении ведомства не указаны транспортные средства, которые использует организация;
- если организация превышает нормы: автотранспорт сильно изношен.
Чтобы утвердить свои нормы расхода, организация может:
- создать комиссию, которая установит расход топлива для каждой единицы автотранспорта и зафиксирует его в акте,
- получить заключение от станции технического обслуживания.
Обратите внимание, что учет норм ГСМ— право, а не обязанность налогоплательщика. Налогооблагаемую базу можно уменьшить на полную стоимость израсходованного бензина. Все расходы нужно подтвердить документально.
Подготовила Елена Яркина, копирайтер
Источник: kontur.ru