М.В. Замерград, Отделение неврологии медицинского центра «Гута-Клиник», Москва
Транспортное укачивание (болезнь движения) – совокупность симптомов, возникающих у человека при перемещении на транспорте. Укачивание может возникать при поездках на автомобиле, самолете или поезде. Но чаще всего и сильнее всего укачивание выражено при плавании на корабле. Расстройства, напоминающие укачивание, могут возникать при качании на качелях, на различных аттракционах, каруселях, при подъеме и спуске в лифте.
Распространенность транспортного укачивания чрезвычайно высока. Исследования показали, что у детей младше 10-летнего возраста укачивание встречается более чем в 60 % случаев. В возрасте от 10 до 20 лет укачивание отмечают 45 % опрошенных. В среднем от систематического транспортного укачивания страдают 5-10 % людей. Пожилые люди значительно реже жалуются на укачивание.
Особую проблему представляет укачивание при космических полетах. По разным данным, болезнь движения испытывают от 30 до 70 % космонавтов и астронавтов. Укачивание в космическом полете называется синдромом космической адаптации; этиологическим фактором служит невесомость. Этот синдром нарушает работоспособность космонавта, но в течение нескольких дней человек адаптируется.
От укачивания страдают не только люди. Доказано, что болезнь движения в не меньшей степени свойственна многим животным: собакам, кошкам, коровам, лошадям и даже рыбам. В то же время кролики и морские свинки очень устойчивы к укачиванию или вовсе не чувствительны к нему.
Этиология и патогенез
Считается, что укачивание может быть обусловлено двумя причинами: чрезмерным раздражением вестибулярного аппарата при значительных, непривычных ускорениях или несоответствием между вестибулярными, зрительными и соматосенсорными стимулами. На сегодняшний день наибольшее предпочтение отдают последней теории, т. е. так называемой теории сенсорного несоответствия или сенсорного конфликта. При этом очевидно, что укачивание наблюдается только при сохранности лабиринта, вестибулокохлеарного нерва и вестибуло-мозжечковых трактов. Значение зрительного анализатора с точки зрения развития укачивания не столь велико. Известно, например, что слепые также подвержены укачиванию, как и зрячие, хотя и страдают от этого расстройства несколько реже.
Выделяют две категории рассогласования информации о движении. В первом случае возникает несоответствие между информацией, поступающей через зрительный анализатор и получаемой от вестибулярных аппаратов. Так, у человека, находящегося в закрытой каюте корабля или на заднем сиденье движущегося автомобиля, вестибулярная афферентация создает ощущение ускорения, в то время как зрительная свидетельствует об относительной неподвижности окружающих предметов. Интенсивность тошноты и головокружения прямо пропорциональна степени сенсорного рассогласования. Во втором случае несоответствие возникает между сигналами от полукружных каналов и отолитовых органов, которые передают в центральную нервную систему противоречивую информацию.
В обычных условиях центральная нервная система может точно определять, какие сигналы должны поступать в нее от вестибулярных и других сенсорных органов. Эта способность вырабатывается как в процессе эволюции, так и в ходе индивидуального развития человека. В соответствии с теорией сенсорного конфликта в центральной нервной системе сравнивается поступающая информация с информацией ожидаемой. Когда сигналы, стимулируемые движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо неприятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то запускается ряд нейровегетативных реакций, которые и характеризуют синдром укачивания.
Хотя болезнь движения и может развиться у любого человека, индивидуальная чувствительность к укачиванию сильно варьирует. Дети младше двух лет почти не используют зрительную систему для пространственной ориентации, поэтому меньше подвержены укачиванию. Интересно, что больные с синдромом Туретта реже страдают болезнью движения, что, возможно, обусловлено изменением содержания различных медиаторов в головном мозге.
Клинические проявления укачивания
Симптомы укачивания, как правило, развиваются постепенно. Продромальными признаками служит зевота, гипервентиляция, слюнотечение, бледность, обильный холодный пот, сонливость, а также аэрофагия, головокружение, головная боль, общее недомогание, усталость. Затем появляется и нарастает тошнота, начинается рвота, нарушается координация движений. Больной чувствует сильную слабость, не может сосредоточиться.
Продолжительная болезнь движения с сильной рвотой может привести к артериальной гипотонии, обезвоживанию, истощению и депрессии.
Иногда болезнь движения протекает с преобладанием определенных симптомов. Так, условно выделяют четыре основных формы болезни движения: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.
При нервной форме основными симптомами бывают головокружение, тяжесть в голове, головная боль, слабость, сонливость. Иногда некоторые из этих симптомов появляются уже накануне поездки.
Желудочно-кишечная форма проявляется искажением вкусовых ощущений (например, во рту может появиться мыльный привкус), снижением аппетита, тошнотой и рвотой. Рвота приносит кратковременное облегчение. Характерна непереносимость запахов табачного дыма, выхлопных газов.
При сердечно-сосудистой форме наблюдается тахикардия, повышается артериальное давление, возникает аритмия. По мере нарастания симптомов укачивания пульс урежается, дыхание становится поверхностным, артериальное давление падает.
Смешанная форма болезни движения – самая частая. Она характеризуется сочетанием различных симптомов дисфункции сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и нервной систем.
Течение болезни движения зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной чувствительности человека к укачиванию. У некоторых людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания. У других может отмечаться длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.
Клиническая картина укачивания обычно развивается медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их «лавинообразное» нарастание, завершающееся тошнотой и рвотой. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов болезни движения может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней. Усугубляет болезнь движения плохо проветриваемое помещение (дым, в т. ч. табачный, угарный газ), высокая температура окружающего воздуха и некоторые эмоциональные факторы, такие как страх, тревога.
В зависимости от провоцирующего фактора выделяют морскую, воздушную, космическую болезнь, укачивание в автомобиле, поезде, на качелях.
Морское путешествие чаще всего вызывает укачивание, что объясняется более длительным и более выраженным воздействием провоцирующих болезнь движения факторов. Первое упоминание морской болезни встречается в работах Гиппократа. Возникает она при сочетании различных видов качки: бортовой (боковой), поперечной, килевой, продольной или вертикальной. Даже спокойное море у многих людей вызывает укачивание.
Воздушная болезнь по частоте стоит на втором месте после морской болезни. Чем ниже летит самолет и чем меньше его размеры, тем выше вероятность развития воздушной болезни. Так, укачивание наблюдается у 12-13 % пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3 % пассажиров при полетах на самолетах с газотурбинными двигателями. Воздушная болезнь развивается, когда самолет перемещается вверх и вниз, при «рыскании», при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха («воздушные ямы»). Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи болезни движения на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах.
Космическая болезнь представляет большую проблему в астронавтике, поскольку может лишить космонавта работоспособности на достаточно длительный срок. Этиологическим фактором космической болезни служит невесомость (нулевая гравитация). В обычных условиях, на земле, энергичные движения головой не вызывают укачивания, тогда как в условиях невесомости такие движения могут привести к укачиванию. Полагают, что космическая болезнь может развиваться из-за внутривестибулярного несоответствия, т. е. рассогласования информации, поступающей от отолитовых органов и полукружных каналов, или вследствие рассогласования информации, поступающей от вестибулярного и зрительного анализаторов.
Реже всего болезнь движения возникает при поездках на поезде – лишь у 0,13 % людей. Тем не менее, с распространением скоростных поездов частота болезни движения у пассажиров может существенно возрасти, что объясняется значительными ускорениями, возникающими при поворотах поездов, движущихся со скоростью более 200 км/ч.
Адаптация
Когда воздействие провоцирующего болезнь движения фактора продолжается длительное время, у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение проявлений укачивания. Скорость адаптации очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей человека. В большинстве случаев адаптация происходит через 2-3 суток.
При этом к 4-м суткам все симптомы болезни движения обычно полностью проходят. Сущность адаптации заключается в установлении нового контроля двигательных актов в изменившихся условиях. После возвращения в нормальные условия центральная нервная система должна вновь перестраиваться, что может сопровождаться симптомами болезни движения, правда, выраженными в меньшей степени. Такая реадаптация наблюдается, например, у моряков, вернувшихся из длительного плавания.
Лечение
Укачивание легче предотвратить, чем лечить. Существует ряд общих рекомендаций, которые позволяют снизить риск развития болезни движения. Так, перед поездкой необходимо хорошо отдохнуть. В случае бессонницы лучше принять успокоительное или снотворное средство. В день поездки следует избегать спиртных напитков и ограничить курение.
Как голод, так и переедание могут провоцировать болезнь движения. Необходимо избегать употребления цельного молока и сильногазированных напитков. Предпочтительнее напитки с легким кислым вкусом. Во время длительной поездки нужно часто и понемногу есть легкую пищу.
Во время поездки профилактика укачивания включает использование физических, зрительных и медикаментозных факторов.
Лицам, подверженным укачиванию, во время поездок на транспорте рекомендуют находиться в месте наименьшей амплитуды движения, например в средней части корабля или в той части самолета, которая расположена между крыльями. Необходимо до минимума ограничить движения головой. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше если голова будет опираться на соответствующую опору. Советуют лежать на спине или находиться полулежа с валиком под головой.
Во время поездок на наземном транспорте лучше располагаться лицом по ходу движения. Не следует активно двигать головой и следить за мельканием предметов за окном. Предпочтительно располагаться на переднем сидении и смотреть вперед. Можно также закрыть глаза и занять удобную позу, откинув кресло максимально назад.
Важно избегать в дороге перегревания и переохлаждения. Температура в салоне транспортного средства должна быть комфортной. Вероятность укачивания можно снизить, если отвлечься от окружающей обстановки и заняться интересным делом, полностью сконцентрировавшись на нем. Благоприятно влияет прослушивание легкой мелодичной музыки.
Во время поездок на транспорте не следует читать. Взгляд нужно фиксировать на уровне 45º над горизонтом: это снижает чувствительность к укачиванию. Не надо смотреть на волны или другие движущиеся объекты. В каюте корабля или в самолете, при первых признаках укачивания лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд на линии горизонта. В автомобиле целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не следует читать книги или газеты во время движения.
С целью медикаментозной профилактики укачивания традиционно в основном применяют антигистаминные и антихолинергические средства. Кроме того, иногда используют нейролептики (производные фенотиазина) и психостимуляторы (амфетамины). Последние применяют в основном для профилактики укачивания у космонавтов.
Антигистаминные средства (H1-блокаторы). Укачивание уменьшают лишь те H1-блокаторы, которые обладают центральным антихолинергическим действием. К таким препаратам относятся дименгидринат, дифенгидрамин, прометазин, меклозин, циклизин. Возможно, антихолинергическое действие и объясняет эффект H1-блокаторов при укачивании.
Людям, которые подвержены кинетозам, рекомендуют за один час до поездки принять дифенгидрамин или циклизин, 50 мг внутрь; меклозин или прометазин, 25 мг внутрь. Основной побочный эффект этих препаратов – седативное или снотворное действие. Он более выражен у дименгидрината и дифенгидрамина. Кроме того, H1-блокаторы могут вызывать сухость во рту и нарушение аккомодации.
Антихолинергические средства тормозят активность центральных вестибулярных структур. В настоящее время выпускаются пластыри со скополамином, высвобождающие в кровь 0,5 мг скополамина в течение 72 часов. Побочные эффекты скополамина обусловлены главным образом блокадой M-холинорецепторов и включают сухость во рту и сонливость. Кроме того, возможна амнезия и галлюцинации. С большой осторожностью скополамин назначают пожилым из-за опасности развития психоза или острой задержки мочи.
Фенотиазины. В основном для профилактики укачивания используют прометазин. Препарат обладает антигистаминной активностью и по действию на укачивание не уступает другим H1-блокаторам. Принимают его внутрь в дозе 25 мг. Прометазин часто вызывает сонливость, зато гораздо реже, чем другие фенотиазины, – экстрапирамидные нарушения.
Комбинированные препараты. Высокой эффективностью обладают комбинированные средства, включающие несколько действующих веществ из разных фармакологических групп. Выпускаются, например, препараты, содержащие скополамин (0,33 мг) и дифенгидрамин (25 мг) или скополамин (0,2 мг), дименгидринат (50 мг) и кофеин (20 мг).
Эффективность антигистаминных, антихолинергических средств и фенотиазинов достаточно высока. Однако в терапевтических дозах все они вызывают побочные эффекты, что существенно ограничивает их использование, прежде всего у детей и пожилых. Этих недостатков лишены гомеопатические средства, которые, сочетая высокую эффективность и отсутствие побочных эффектов, в ряде случаев становятся препаратами выбора для лечения и профилактики укачивания в транспорте.
Препарат Коккулин, выпускаемый во Франции с 1969 г., зарекомендовал себя в качестве высокоэффективного средства против болезни движения. Препарат содержит несколько гомеопатических компонентов: Cocculus Indicus, Nux Vomica, Tabacum Nicotiana и Petroleum.
Будучи исключительно гомеопатическим средством, Коккулин не обладает седативной активностью: не вызывает дневной сонливости, не снижает активность и работоспособность. Коккулин не имеет противопоказаний, поэтому его могут принимать взрослые, дети, беременные женщины, пожилые люди. Препарат совместим с любыми другими лекарственными средствами. В частности, Коккулин не усиливает действие снотворных и седативных препаратов, а также алкоголя.
Эффективность Коккулина подтверждена клиническими испытаниями, в частности плацебо-контролируемым исследованием, проведенным во Франции с участием 150 служащих военно-морского флота Франции. Эффективность Коккулина сравнивали с эффективностью дименгидрината в дозе 25 мг. Результаты исследования показали, что Коккулин обладал сравнимой с дименгидринатом эффективностью в отношении тошноты, беспокойства и головокружения. Причем по воздействию на беспокойство и головокружение Коккулин был даже более эффективен, чем дименгидринат. При этом побочные эффекты у Коккулина отсутствовали, тогда как дименгидринат во многих случаях вызывал сонливость и нарушения зрения, а также снижал быстроту реакции и память.
Таким образом, эффективность гомеопатического препарата Коккулин не уступает эффективности дименгидрината. При этом его переносимость значительно выше ввиду отсутствия побочных эффектов. Коккулин принимают по 2 таблетки 3 раза в день накануне и в день поездки. Таблетки нужно рассасывать. Для купирования укачивания препарат принимают по 2 таблетки каждый час до улучшения состояния.
Нелекарственные методы профилактики укачивания
Помимо медикаментозной профилактики болезни движения в настоящее время большое значение уделяют нефармакологическим методам. К ним относят психотерапию и тренировку самоконтроля вегетативных реакций с использованием биологической обратной связи.
Разработаны программы тренировки вестибулярной системы, целью которых может быть приобретение защитной адаптации человека к провоцирующим укачивание движениям. Адаптация достигается путем постепенного наращивания интенсивности провоцирующего воздействия.
В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, занятия теннисом, волейболом, плаванием, акробатические прыжки на батуте. К пассивным – вращение на вращательных креслах, укачивание на качелях. Индивидуальный выбор наиболее эффективного средства профилактики укачивания осуществляют на основе специальных вестибулярных исследований, проводимых в специализированных центрах.
Литература
2. Головокружение / под ред. М.Р. Дикса, Д.Д. Худа. М., 1989.
Источник: t-pacient.ru
Укачивание (болезнь движения)
Бороться с этим состоянием или предотвращать его возникновение каждый пытается по своему. Однако, не всегда эти попытки бывают удачными.
Многие, кому приходилось перемещаться на воздушном, морском, автомобильном и ином транспорте, хотя бы однократно испытывали во время поездки такие симптомы укачивания, как тошнота, головокружение, головная боль, общее недомогание, усиленное слюноотделение, рвота, сонливость. Бороться с этим состоянием или предотвращать его возникновение каждый пытается по-своему. Однако, не всегда эти попытки бывают удачными. Это связано с тем, что простых и универсальных методов лечения и профилактики укачивания в настоящее время просто не существует.
Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода. Иногда укачивание, особенно его тяжелые формы, является проявлением какого-либо скрыто протекающего заболевания. Поэтому, людям испытывающим транспортное укачивание, следует пройти врачебное обследование в специализированном лечебном учреждении. Если же у Вас такой возможности нет, то можно воспользоваться некоторыми рекомендациями, выполнение которых может снизить вероятность развития транспортного укачивания и уменьшить тяжесть его проявлений.
Что делать, чтобы уменьшить транспортное укачивание?
Накануне поездки необходимо хорошо отдохнуть
В случае бессонницы перед поездкой лучше принять успокоительное либо снотворное средство. Накануне и день поездки следует избегать употребления спиртных напитков, а также максимально возможно ограничить курение. В качестве провоцирующего фактора можно выделить наличие в транспортном средстве резких парфюмерных и иных запахов.
Также следует знать, что как переедание, так и поездки натощак усугубляют развитие укачивания
В рационе в день поездки следует избегать употребления цельного молока, а также сильно газированных напитков. Предпочтительнее напитки с легким кислым привкусом. Пища должна быть легкой для усвоения, калорийной, не вызывающей аллергических проявлений, раздражения желудка и вздутия кишечника. Поездку лучше начинать через 1,5-2 часа после приема пищи. В длительных поездках повторные приемы пищи, по возможности, проводить небольшими порциями с интервалом 4-5 часов.
Во время поездки в наземном транспорте лучше располагаться лицом вперед по ходу движения
Не следует вертеть головой и наблюдать по сторонам за мельканием окружающей обстановки. Предпочтительно располагаться на переднем сидении и смотреть вперед. Иногда лучше закрыть глаза и занять удобную позу, откинув кресло максимально назад.
Дети легче переносят поездку в положении лежа на спине со слегка запрокинутой назад головой
Как правило, дети, подверженные укачиванию, сами занимают наиболее щадящую позу. Лучше, если ребенок в пути уснет.
Важно избегать в дороге перегревания и переохлаждения организма
В салоне температура должна быть комфортной. Развитие укачивания замедляется и протекает в более легкой форме, если отвлечься от окружающей обстановки и заняться каким-либо интересным, увлекательным делом, сконцентрировавшись полностью на нем. Благоприятно на пассажиров действует прослушивание легкой ритмичной музыки.
Стоит учесть и тот факт, что после авиационного перелета, даже если в процессе полета выраженного укачивания не наблюдалось, при последующей поездке из аэропорта на наземном транспорте возможно ухудшение самочувствия
Причем быстрые перепады скорости, резкие и частые повороты значительно увеличивают риск возникновения укачивания, ускоряют процесс его развития и тяжесть проявлений. Данное обстоятельство необходимо учитывать как при выборе транспортного средства, так и при определении пути следования. Индивидуальный жизненный опыт позволяет выбирать вид транспортного средства, передвижение в котором наиболее щадящее.
Профилактика укачивания
Одним из методов профилактики укачивания является прием фармакологических средств. Выбор препаратов зависит от выраженности проявлений и клинической формы болезни движения, длительности поездки, индивидуальной чувствительности и переносимости той или иной фармакологической рецептуры. При этом важно учитывать, что в процессе применения даже самых известных, широко рекламируемых фармакологических средств, необходимо контролировать показатели сердечной деятельности и кровяного давления, особенно у лиц, склонных к гипо- и гипертензивным реакциям. Поэтому, при выборе профилактических и лечебных средств целесообразно посоветоваться со специалистами, которые проведут специальное тестирование и подберут индивидуальную, наиболее эффективную схему профилактики транспортного укачивания.
Источники
- Pöhlmann KMT., Föcker J., Dickinson P., Parke A., O’Hare L. The Effect of Motion Direction and Eccentricity on Vection, VR Sickness and Head Movements in Virtual Reality. // Multisens Res — 2021 — Vol — NNULL — p.1-40; PMID:33882451
- Keshavarz B., Murovec B., Mohanathas N., Golding JF. The Visually Induced Motion Sickness Susceptibility Questionnaire (VIMSSQ): Estimating Individual Susceptibility to Motion Sickness-Like Symptoms When Using Visual Devices. // Hum Factors — 2021 — Vol — NNULL — p.187208211008687; PMID:33874752
- Recenti M., Ricciardi C., Aubonnet R., Picone I., Jacob D., Svansson HÁR., Agnarsdóttir S., Karlsson GH., Baeringsdóttir V., Petersen H., Gargiulo P. Toward Predicting Motion Sickness Using Virtual Reality and a Moving Platform Assessing Brain, Muscles, and Heart Signals. // Front Bioeng Biotechnol — 2021 — Vol9 — NNULL — p.635661; PMID:33869153
- Ma K., Jiang W., Wang YX., Wang L., Lv Y., Liu JF., Liu RG., Liu H., Xiao LZ., Du DP., Lu LJ., Yang XQ., Xia LJ., Huang D., Fu ZJ., Peng BG., Liu YQ. Expert consensus of the Chinese Association for the Study of Pain on pain treatment with the transdermal patch. // World J Clin Cases — 2021 — Vol9 — N9 — p.2110-2122; PMID:33850930
- Zhang W., Cao Y., Chen S., Li F., Chen X., Liu Y. Integrated metabolomics and network pharmacology approach to exploring the potential mechanism of tianxiang capsule for treating motion sickness. // J Ethnopharmacol — 2021 — Vol275 — NNULL — p.114107; PMID:33845144
- Litleskare S. The relationship between postural stability and cybersickness: It’s complicated — An experimental trial assessing practical implications of cybersickness etiology. // Physiol Behav — 2021 — Vol236 — NNULL — p.113422; PMID:33839164
- Irmak T., de Winkel KN., Pool DM., Bülthoff HH., Happee R. Individual motion perception parameters and motion sickness frequency sensitivity in fore-aft motion. // Exp Brain Res — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33779793
- Pinter C., Lasso A., Choueib S., Asselin M., Fillion-Robin JC., Vimort JB., Martin K., Jolley MA., Fichtinger G. SlicerVR for Medical Intervention Training and Planning in Immersive Virtual Reality. // IEEE Trans Med Robot Bionics — 2020 — Vol2 — N2 — p.108-117; PMID:33748693
- Darvall J., Handscombe M., Maat B., So K., Suganthirakumar A., Leslie K. Interpretation of the four risk factors for postoperative nausea and vomiting in the Apfel simplified risk score: an analysis of published studies. // Can J Anaesth — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33721198
Источник: medportal.ru
Если вас укачивает
Кинетоз, «морская болезнь», знакома подавляющему большинству жителей Земли. Укачивать может на воде, в автомобилях и автобусах, поездах и катерах, самолётах и вертолётах. Термин «морская болезнь» связан с тем, что развитие транспортного сообщения началось именно с воды, с путешествий по рекам и морям.
Равномерные монотонные колебания, совершаемые транспортными средствами, вызывает тошноту и слабость, головокружение и апатию. Самым неприятным моментом морской болезни является тошнота, иногда повторяющаяся многократно. В некоторых случаях зафиксировано отвращение к жизни. Нередки случаи обострения хронических заболеваний, вызванные непрекращающейся рвотой и нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы.
Причины появления кинетоза до сих пор не выявлены с окончательной достоверностью. Морская болезнь поражает и детей и стариков, женщин и мужчин, вне зависимости от возраста, цвета кожи и социального положения. Единственным более-менее аргументированным объяснением происхождения кинетоза является версия о том, что при равномерных покачиваниях не все участки головного мозга получают достаточное или привычное снабжение кровью и кислородом. Это может осложняться и другими внешними факторами, такими как запахи, раскачивающаяся обстановка и другие.
Для борьбы с морской болезнью есть специально разработанные фармакологические средства, они имеют различные сроки воздействия на организм, противопоказания и принцип действия, так что после консультации с неврологом или фармацевтов каждый сможет выбрать подходящий препарат. Если вы не сторонник применения лекарств, то попробуйте использовать набор нехитрых правил для облегчения или устранения кинетоза.
- Итак, первое правило касается употребления жидкости. Большое количество выпитой утром воды, скорее всего, покинет организм не естественным путём.
- То, что вы будете употреблять в пищу во время путешествия, должно достаточно легко быть усвоено организмом.
- Спичка или зубочистка во рту во время путешествия помогут преодолеть тошноту и головокружение, естественно, серная головка спички должна быть отрезана, наличие серы во рту способно спровоцировать рвоту невиданной силы.
- Смотрите в окно, так вы дадите организму возможность скоординировать ощущения вестибулярного аппарата и данные от глазных рецепторов. Покачивание станет заметным глазу, что поможет справиться с тошнотой.
- При возможности, ходите. Простые сигналы, поступающие в мозг, о том, что покачивание связано с ходьбой, поможет мозгу осознать происходящее, и тошнота отступит, прихватив с собой все другие симптомы.
Источник: abia.ru