При планировании и оценке деятельности пассажирских автотранспортных предприятий применяют систему технико-эксплуатационных показателей, которая включает в себя количественные и качественные показатели, характеризующие уровень производительности подвижного состава и использование производственных фондов. Количественными показателями пассажирского транспорта являются: объем перевозок пассажиров, пассажирооборот, определяемый как произведение количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки; валовой доход по оплате стоимости проезда. Качественными показателями работы пассажирского транспорта являются: коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию, продолжительность работы автобуса на линии, скорость движения, коэффициент использования пробега.
Коэффициент технической готовности определяется как отношение исправного количества автобусов к общему списочному количеству, а коэффициент выпуска на линию — как отношение количества автобусов, находящихся в наряде, к списочному количеству.
Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта
Время нахождения в наряде определяется как отношение общего количества отработанных часов к общему количеству работавших за сутки автобусов независимо от продолжительности работы каждого в отдельности.
Скорость движения определяется как отношение общего пробега автобуса ко времени, за которое этот пробег выполнен.
Различают техническую скорость — общий пробег делят на время нахождения в движении и эксплуатационную — общий пробег делят на время движения и простоя на остановках, перед перекрестками, т.е. не учитывают время простоя на начальном и конечном пунктах.
Коэффициент использования пробега определяется как отношение пробега по маршруту к общему пробегу автобуса.
Анализ колебаний пассажирооборота дает возможность судить о его изменениях по времени, протяженности маршрута и установить факторы, влияющие на формирование пассажиропотока как по всей транспортной сети, так и по каждому маршруту в отдельности. Объем перевозок и пассажирооборот отражают эффективность использования автобусов.
Списочное (инвентарное) число автобусов — общее наличие автобусов, определяемое по инвентарной бухгалтерской книге на определенную дату. При планировании автобусных перевозок пользуются понятием среднегодовое списочное число автобусов, которое определяется с учетом поступления и выбытия автобусов в течение всего года.
Эксплуатационное число автобусов, — это часть автобусного парка, находящаяся на линии (в эксплуатации). Определяется как разница между списочным числом и автобусами, находящимися в простое (ремонт и обслуживание) по техническим и прочим (организационным) причинам.
Число автобусов, находящихся в простое по техническим причинам, складывается из числа автобусов, простаивающих в капитальном ремонте, текущемремонте.
Число автобусов, простаивающих по организационным причинам, складывается из автобусов, не имеющих водителей, не заправленных топливом, маслом и другими материалами, неукомплектованных шинами, не выехавших на линию из-за неблагоприятных метеорологических условий (туман, гололед, заносы) и др.
Как должен работать водитель автобуса по госконтракту? Транспортная реформа в Санкт-Петербурге. НТА
Источник: studbooks.net
Основные показатели работы автобусов
Основные показатели работы автобусов и автомобилей-такси
Объем перевозок — это число перевезенных или подлежащих перевозке пассажиров за определенный период времени (сутки, месяц, год).
Выполненная или планируемая транспортная работа по перевозке пассажиров называется пассажирообо-ротом, измеряется в пассажиро-ки-лометрах, и соответствует произведению числа перевезенных пассажиров на среднюю дальность их поездки.
Пассажирооборот формируется на основе пассажиропотоков, которые, как правило, имеют большую неравномерность по часам суток, дням недели, сезонам и направлениям. Это требует корректирования расписания движения автобусов на маршруте в течение суток для того, чтобы обеспечить коэффициент использования вместимости автобусов, близкий к единице. Коэффициент использования вместимости (наполнения) характеризуется отношением числа фактически перевозимых пассажиров к числу пассажиров, которых можно было бы перевезти при полном использовании пассажи-ровместимости данной модели автобуса.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
- Примеры планировочных решений
- Планировка автохозяйств и станций обслуживания
- Определение площади стоянки
- Определение площадей производственных помещений
- Технологическое проектирование зон технического обслуживания и ремонта
- Исходные данные для проектирования автотранспортных предприятий
- Хранение запасных частей и технических материалов
- Хранение шин и резиновых материалов
- Хранение и раздача смазочных материалов
Производительность автобуса определяется числом перевезенных пассажиров за 1 ч работы его на линии и числом пассажирокилометров за 1 ч работы. Производительность атобуса аналочина производительности грузового автомобиля по своим составляющим, а следовательно, и по влиянию различных факторов транспортного процесса на нее.
Для автомобилей-такси (грузовых или легковых) производительность определяется числом выполненных за 1 ч оплаченных километров и оплаченного времени простоя.
Время одной ездки автомобиля-такси (в часах) складывается из времени оплаченного и неоплаченного (холостого) пробегов, оплаченного и и неоплаченного времени простоя.
Производительность автомобиля-такси зависит от средней длины оплаченной ездки (с грузом или пассажирами), коэффициента платного пробега, технической скорости и времени простоя (оплаченного и неоплаченного) за каждую ездку. Структура зависимости производительности автомобиля-такси от различных эксплуатационных факторов аналогична зависимости производительности грузового автомобиля и поэтому характер влияния отдельных показателей аналогичен.
Источник: stroy-technics.ru
Показатели работы автобусов
Удовлетворение потребностей пассажиров в перевозках с минимальными транспортными затратами является основной задачей, стоящей перед службой эксплуатации ПАТП.
При решении данной задачи необходимо учитывать величину имеющегося на маршруте пассажиропотока, его колебания по часам суток и перегонам маршрута, провозные возможности и стоимостные показатели имеющегося ПС, “Положение о режимах труда и отдыха водителей” и т.д.
Большое значение имеет сокращение непроизводительных пробегов, эффективное использование вместимости ПС, качество составления расписания движения автобусов на маршруте.
Данные методические указания рассматривают большой круг вопросов, связанных с организацией перевозок пассажиров на маршруте и включают следующие лабораторные работы:
- — обработку материалов обследования пассажиропотока, проведенного счетно-табличным методом;
- — оптимизацию количества ПС на маршруте с учетом стоимостной оценки временных затрат пассажиров;
- — разработку рациональных графиков работы автобусов;
- — организацию укороченных режимов движения на маршруте;
- — составление сводного маршрутного расписания движения автобусов
Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта (кроме общетранспортных), следующие:
— среднесуточный пробег автомобиля Ксс определяется отношением общего пробега автомобиля за определенный период времени t к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за тот же период:
Kcc = Ltобщ / УAДtр.
В общий пробег автомобиля входит расстояние пробега с грузом порожняком Lпop и нулевой пробег Lо, т. е. расстояние пробега от гаража до места работы и возврата автомобиля в конце смены в гараж:
Lобщ = Lтр +Lпор + Lо.
Техническая скорость автомобиля:
где tдв — время нахождения автомобиля в движении. Эксплуатационная скорость автомобиля.
где TH — продолжительность работы автомобиля в наряде, включая простои:
Число ездок автомобиля Ze при работе на маршруте определяется делением времени нахождения автомобиля в работе на маршруте ТM на время одной ездки tе:
Время работы на маршруте:
где t0 — время нулевого пробега автомобиля до места начала работы и возврата с последнего места разгрузки до гаража.
Время нахождения автомобиля в движении:
Производительность 1 т грузоподъемности автомобиля (автомобиле-тонны) р за определенное время его эксплуатации t:
Число пассажиров, перевезенных по внутригородскому сообщению, определяется по формуле:
ПГ = П1 + П2 + П3 + П4,
где II1 — число пассажиров, перевезенных по абонементным талонам и разовым билетам на одну пассажиропоездку при бескондукторном обслуживании (определяется путем деления суммы выручки от реализации талонов и билетов на утвержденный для данного города единый тариф на одну пассажиропоездку);
П2 — число пассажиров, перевезенных по разовым билетам на одну пассажиропоездку при кондукторном обслуживании (соответствует числу проданных билетов);
П3 — число пассажиров, перевезенных по абонементным билетам долговременного пользования (рассчитывается путем умножения числа реализованных билетов за месяц на количество поездок в месяц, принятое в учете);
П4 — число перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда (определяется путем умножения числа лиц, имеющих право на бесплатный проезд, на принятое в учете среднее число поездок; для всех категорий лиц, имеющих право бесплатного проезда, число поездок за месяц принимается равным 50).
Число пассажиров, перевезенных в пригородном сообщении (ППР), определяется по формуле:
ППР = П2 + П3 + П4,
где П2 — число пассажиров, перевезенных по разовым билетам на одну пассажиропоездку при работе автобуса с кондуктором (определяется по количеству проданных основных билетов);
П3 — число пассажиров, перевезенных по абонементным билетам долговременного пользования (рассчитывается аналогично внутригородскому сообщению);
П4 — число перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда (определяется аналогично внутригородскому сообщению).
Пассажирооборот в пригородном сообщении определяется по формуле:
ПКМПР = ПКМ2 + ПКМ3 + ПКМ4,
где ПКМ2 — пассажирооборот при перевозке пассажиров по разовым билетам (определяется путем деления суммы выручки (В) от продажи билетов на действующий тариф за один пассажирокилометр (tП), т. е.
ПКМз — пассажирооборот при перевозке пассажиров по абонементным билетам (исчисляется путем умножения перевезенных пассажиров на соответствующее установленное среднее расстояние перевозки в пригородном сообщении):
ПКМ4 — пассажирооборот при перевозке пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда (находится аналогично перевозке по абонементным билетам):
Число пассажиров, перевезенных в междугородном и международном сообщении, принимается равным количеству проданных билетов (ПМ).
Пассажирооборот на междугородных линиях (ПКММ) длиной до 300 км определяется путем деления выручки (В) (за исключением выручки от перевозки багажа и страхового сбора) на действующий тариф за один пассажиро-километр (tП):
Пассажирооборот на междугородных линиях длиной более 300 км и международных автомобильных линиях определяется путем умножения числа перевезенных пассажиров по билетам с определенным поясом на расстояние между серединами интервалов (поясов) и последующим суммированием полученных произведений, т. е.
ПКММ = SПМi * lMi,
где ПMi — число пассажиров, перевезенных от к-го до j-го пояса;
lMi — расстояние между серединами к-го и j-го поясов.
Учет работы заказных автобусов осуществляется на основании путевых листов, в которых указывается общий пробег и число пассажиров (последнее только в путевом листе автобусов, выполняющих туристско-экскурсионные перевозки).
Для характеристики выполненных перевозок заказными автобусами (кроме туристско-экскурсионных) определяются расчетным путем пассажирооборот и число перевезенных пассажиров.
Расчетный пассажирооборот (ПКМзак) определяется по формуле:
ПКМзак = LO* BH * b * g,
где LO — общий пробег заказных автобусов, км;
BH — средняя вместимость списочного автобуса на повременных работах (заказного автобуса);
b — принятый коэффициент полезного пробега;
g — принятый коэффициент использования пассажировместимости.
Произведение b * g может быть принято равным 0,65.
Число пассажиров, перевезенных туристско-экскурсионными автобусами (ПТ), принимается равным числу пассажиров, указанному в путевых листах автобусов.
Пассажирооборот исчисляется по формуле:
ПКМТ = SПТi * lTi,
где ПTi — число пассажиров, указанных в i-м путевом листе;
lTi — пробег автобуса с пассажирами, указанный в i-м путевом листе.
Общее число перевезенных автобусами пассажиров за отчетный период определяется путем суммирования числа перевезенных пассажиров маршрутными автобусами по видам сообщения (в городском сообщении, пригородном, междугородном, международном), а также числа пассажиров, перевезенных заказными автобусами. Аналогично определяется общий объем транспортной работы за отчетный период: суммируется пассажирооборот маршрутных автобусов по всем видам сообщения и пассажирооборот заказных автобусов.
Работа маршрутных таксомоторов также характеризуется двумя показателями: перевезено пассажиров и объем транспортной работы в пассажиро-километрах. Количество перевезенных пассажиров определяется делением выручки от продажи разовых билетов по каждому маршруту на утвержденный для данного маршрута тариф. Пассажирооборот определяется по каждому маршруту умножением числа перевезенных пассажиров на протяженность маршрута в километрах. Общий объем пассажирооборота равен:
где Пi — число пассажиров, перевезенных по i-му маршруту;
lM — протяженность i-го маршрута,км.
Источник: studwood.net