На автомобиле за звуковой барьер

Полвека назад летчик-испытатель Чарльз Йигер (Charles Yeager) по прозвищу «Чак» впервые преодолел звуковой барьер на самолете. В 1953 году Эдмунд Хилари (Edmund Hillary) и Тензинг Норгей (Tenzing Norgay) поднялись на вершину Эвереста, в 1969 астронавт Нейл Армстронг (Neil Armstrong) сделал самый известный в истории человечества шаг, ступив на поверхность Луны.

Зачем? Бессмысленный вопрос, когда речь идет о людях, рожденных стать пионерами! Они не могут оставаться в рамках, определяемых техническими возможностями, не пытаясь их расширить. Некоторые из них гибнут на пути в неизведанное, но опыт последних мгновений, «зашитый» в черный ящик, сохранит жизнь другому летчику-испытателю, выполняющему то же задание, а может быть и вашу жизнь, когда вы в следующий раз будете пересекать океан.

Так и англичанин Ричард Ноубль, установивший в 1983 году абсолютный мировой рекорд скорости 1019,4 км/ч, не смог отказаться от мысли о новой машине, на которой в рамках официальных норм FIA можно было бы преодолеть звуковой барьер. Стен Баррет (Stan Barrett), каскадер из Голливуда, еще в декабре 1979 года на автомобиле-ракете развил скорость 1190,4 км/ч или 1,0106 М (М — число Маха. Напомним, что этим числом выражается отношение скорости движения обьекта к скорости звука, но скорость звука не является постоянной величиной — она в определенной степени зависит от температуры воздуха). Это произошло на взлетной полосе американской военно-воздушной базы Edwards, но подтверждением является только телеграмма, посланная заместителем командира базы владельцу ракеты Budweiser Холу Нидхему (Hal Needham). Насколько точным был радар военных, неизвестно и по сей день.

Самолеты преодолевают звуковой барьер Fighter Jets Breaks Speed of Sound 2016

В 1993 году Ричард Ноубль познакомился со специалистом по аэродинамике Роном Эйрсом (Ron Ayers), в числе работ которого, например, разработки ракет Bloodhound для British Aircraft Corporation. Результатом этой встречи стало его выступление на годовом собрании фирмы Castrol, за которым последовал чек на 10 тысяч фунтов стерлингов для финансирования первой фазы исследовательской работы. Но влияние возникающей при скорости звука ударной волны на машину было изучено недостаточно.

Ричард Ноубль, Рон Эйрс, конструктор Глайн Боушер (Glynne Bowsher) и вся поначалу немногочисленная команда Project Thrust SSC (Super Sonic Саг) приступила к созданию аэродинамической модели будущей машины-рекордсмена на скоростях, близких к скорости звука (transonic) и немного ее превышающих (supersonic). С помощью суперкомпьютера Cray и ракетных саней военной исследовательской лаборатории Pendine маленькую модель машины ускоряли до 1,1 М, т.е., до 1370 км/ч. Проектная скорость большой машины должна была быть такой же.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...