В 1973 году проектировщик Oldsmobile Эдвард Иви подсчитал, что ежегодно при возгораниях автомобилей GM погибают 500 человек. Возмещение ущерба обходилось концерну в $200 000 за каждый случай, или $2,40 на каждый произведенный автомобиль. Усовершенствование защиты топливного бака требовало больше — $8,59 на автомобиль.
Поэтому Иви заявил, что GM выгоднее возмещать ущерб, чем работать над улучшением безопасности, что и превратилось во внутренний документ компании. В 1998 году судья из Флориды узнал об этом документе и обязал GM предъявить его во время одного из процессов.
В следующем году злополучную бумагу использовали в другом деле — о возмещении ущерба и компенсации за травмы, полученные пассажирами Chevrolet Malibu при ударе сзади. Документ стал чуть ли не главным козырем в руках истцов.
В итоге GM обязали выплатить самый большой штраф за историю фирмы: $4,8 млрд. Во избежание других подобных случаев было решено разработать более строгие нормы, чем существовавшие на тот момент.
Boeing заплатит миллиардный штраф за мошенничество
О проблеме маленьких пассажиров мы поговорили с инженером Генри Гутманом, руководителем отдела маркетинга фирмы CSI, которая помимо прочего занимается сертификацией и омо- логацией детских кресел и экспортных автомобилей из Европы и США. По словам Гутмана, Европе надо заимствовать американский подход. В США сертификационные испытания автомобиля включают 19 краш-тестов, а в Европе — только два. В Штатах проверяется работа подушек безопасности при столкновении на скорости 20,32,40 и 56 км/ч в сочетании с пристегнутыми и не пристегнутыми ремнями. Испытания должны иметь положительный исход как для мужчин, так и для женщин разного роста и комплекции — низкие водители подвержены большему риску из-за более близкой посадки к рулю.
Если автомобиль не проектировался для Соединенных Штатов, выполнить все эти требования практически невозможно: стоимость необходимых доработок европейских машин слишком высока. В США также тщательно проверяется, насколько хорошо детские кресла «уживаются» с подушками безопасности: для каждой модели автомобиля выполняются тесты на совместимость, в которых участвуют около 30 самых распространенных моделей детских кресел. Проще говоря, выясняется, какой вред могут принести подушки безопасности, включая ситуации, когда дети сидят не совсем правильно.
Очень многие не понимают, что даже на скорости 50 км/ч столкновение может быть крайне опасным. Даже в городе ребенок рискует погибнуть, если кто-нибудь не остановился на красный или не пропустил автомобиль, пользующийся приоритетом. Увы, но тенденция такова, что люди ленятся и не учатся фиксировать кресла ремнями — мол, в городе все равно не случится ничего страшного. Но на скорости 50 км/ч удар о детали салона по силе примерно равносилен удару об асфальт при падении с четвертого этажа.