ЛиАЗ-6212 — городской автобус повышенной вместимости с высоким полом. Выпускался на Ликинском автобусном заводе с 2002 года. Предназначен для больших городов с интенсивным пассажиропотоком. На сегодняшний день выпущено почти 2 тыс. экземпляров этих машин, которые осуществляют перевозки пассажиров в России, Украине, Румынии, Сербии и даже на Кубе.
Автобус был создан на базе модели ЛиАЗ-5256 , первые образцы сочлененных машин на базе которого, модель СВАРЗ-6240 и ЯАЗ-6211 , были собраны еще в далеких 1993 г. и 1996 г. соответственно. Двигатели в этих машинах были расположены горизонтально под полом салона. Модель с задним расположением мотора ЛиАЗ-6220 в серию не пошла.
Новый автобус получил индекс ЛиАЗ-6212.00 . Её отличал дизельный двигатель Caterpillar-3126 мощностью 300 л. с. Заводская нумерация новых машин пошла вновь с единицы, т. е. в новой нумерации машина середины 90-х годов учтена не была. Таким образом, 2 опытных жёлто-серых автобуса получили заводские номера 1 и 2 (последний из них был представлен на Московском Автосалоне на Красной Пресне в 2002 году).
«Гармошка» Икарус 280. Все про автобус легенду из нашего детства. Ikarus 280 bus
Два экспериментальных автобуса имели стандартный внешний вид (как у большинства ЛиАЗ-5256), но вот кабина была немного нестандартной: несколько иным было расположение устройств управления и приборов, а перегородка была только непосредственно за водителем. Но таким экстерьеру и интерьеру не суждено было пойти в серию — все последующие машины имели пластиковые наличники на передке и задке, под которыми скрывались квадратные фары. Изменилась и кабина: появилась узкая перегородка, причём вместо форточки для связи с водителем в ней предусмотрели дверь с кассовым окошечком. Всего таких было выпущено четыре машины, и все они были направлены на работу в Москву. При этом 2 из них проходили укомлектовку салона на ЛиАЗе (заводские номера 4 и 5), один из которых поступил в ФАТП, где ему был присвоен номер 08317, а остальным поставили бордовые сиденья на ТМЗ (заводские номера 3 и 6).
ЛиАЗ-6212.00 в Санкт-Петербурге. Фото из личного архива
Все последующие московские автобусы 6212 приходили уже совсем без интерьера и дорабатывались на ТМЗ. На них устанавливалась все та же узкая перегородка и сиденья «Стриж» двух раскрасок: бордовые и песочные. Первые 5 автобусов собирались зимой и не успели пройти полномасштабные заводские испытания, что после породило большую проблему: летом система охлаждения просто не справилась с 300-сильным двигателем, и приходилось ехать на скорости не более, чем 50 км/ч, в противном случае двигатель перегревался и его требовалось заглушить для остывания. Кроме того, ввиду изменившейся компоновки мотор-отсека для ремонта радиатора приходилось вскрывать кузов автобуса. Конечно, проявился и ряд других недостатков, доставшихся по наследству от ЛиАЗ-5256.
Технические характеристики ЛиАЗ-6212
Машины комплектуются двигателями Caterpillar-3126 (дизельный) и Cummins-CG-250 (газовый).
Дизельная установка на 7,2 л, созданная в Caterpillar Inc., рассчитана на Евро-3. Она позволяет оптимальное получение мощности даже в самых напряженных режимах работы. Мотор выдает 287-313 л.с. при 2800 об/мин. 6-ти цилиндровый рядный агрегат с турбонаддувом снабжен электронными системами контроля предельной мощности и электронным блоком управления топливной системой. Расход топлива (по паспорту) составляет 25,0 л/100 км.
Автобусы с газовой установкой Cummins-CG-250 специально предназначены для мегаполисов с высокой степенью загазованности. Экологические показатели Cummins-CG-250 соответствует по выхлопу Евро-3. 6-ти цилиндровый агрегат с максимальным крутящим моментом 2400 об/мин выдает 250 л.с. Расход топлива — 23.9 л/100 км.
Обе установки ограничены на максимальную скорость 90 км/ч.
Рулевое управление с гидроусилителем взято от МАЗ-64229: вариант проверенный, отработанный техниками и достаточно изученный, поэтому легкий в ремонте, и запчасти на него всегда в наличии.
На ЛиАЗ-6212 установлена трансмиссия Voith Diva 863/863.3E . Детальной информации, именно по этой модели, найти не удалось, только очень общие технические характеристики. И они весьма интересны: производитель – мировой концерн Voith утверждает, что АКПП созданы непосредственно для автобусов на основе гидромеханической передачи.
Переключение осуществляется в зависимости от топографии местности и ускорения автобуса, что сильно влияет на экономию топлива. Агрегат осуществляет переключение по 4 программам. Коробка снабжена массой электроники, которая отслеживает работу трансмиссии и ведет архив данных для ремонта и обслуживания КПП. Агрегат оснащен инновационной охлаждающей системой, способной противостоять высоким температурным режимам при сильных нагрузках. Интервал замены масла — до 180 000 км.
Тормоза пневматические, двухконтурные, укомплектованы системой ABS. Стояночная тормозная система реализована в составе тормозных механизмов среднего и заднего мостов с приводом от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Резервным тормозом является один из контуров основной системы.
Несмотря на такие внушительные размеры ЛиАЗ-6212, здесь всего 33 сидячих места. Зато количество возможных пассажиров в несколько раз больше. С учетом стоящих мест машина способна вместить более 177 человек.
Для того чтобы пассажиры смогли заходить и выходить без затруднений, четыре двери функционируют на пневматическом приводе, а еще здесь есть металлические поручни. Сидения пластиковые, они с вставками из ткани. Хоть ремней безопасности нет, зато во всем салоне есть плафоны освещения. Что любопытно, проветривание машины предусмотрено.
Однако эта функция осуществляется естественным путем: через форточки. Минусом лишь является отсутствие кондиционера. Но есть качественный отопитель, поэтому к суровой русской зиме автобус полностью готов.
Остановимся подробнее на месте водителя. Рычага для переключения передач, к сожалению, нет. Сидение имеет пневмоподвеску, но отсутствуют боковые поддержки. Благодаря высокой посадке, для шофера открывается хороший обзор на дорогу. Что касается электрического подогрева зеркал заднего вида, то эта функция есть.
Также у водителя имеется своя шторка для защиты от солнца. От салона с пассажирами кабина водителя отделена перегородкой, но при этом присутствует окошко для продажи билетов. Пол сделан из фанеры, так как этот материал отличается высокой износостойкостью.
Модификации
- ЛиАЗ-6212.00 — базовая модификация, оснащался двигателем Caterpillar-3126Е и коробкой передач Voith Diwa 863/863.3E или Allison T-270 R.Выпускалась в 2003–2009 годах, всего выпущено в количестве 1161 единиц.
- ЛиАЗ-6212.01 — в отличие от базового 6212.00 имеет компоновку салона на 31 сидячее место, вместо 33. Также другое расположение кнопок на приборной панели и поручней.
- ЛиАЗ-6212.40 — экспериментальная модификация с двигателем КамАЗ-740.53-290. Всего выпущена одна машина, которая стоит в зале экспериментальной продукции на заводе-изготовителе.
- ЛиАЗ-6212.54 — модификация с двигателем Cummins-ISLe310.41 для Тольятти. Последняя партия модели 6212, которую выпустил завод.
- ЛиАЗ-6212.70 — модификация с газовым двигателем Cummins-CGe280.30, имеет эко-стандарт Euro-4.
Экспорт на Кубу
Автобусы, которые экспортировались на Кубу с 2007 по 2008 года, имеют:
- форточки во всех окнах для большего комфорта пассажиров, так как климат на Кубе — тропический
- нестандартные передние фары по типу тех, которые ставили на междугородние модификации ЛиАЗ-5256.23 и ЛиАЗ-5256.33
- на некоторых машинах имеются заводские таблички на испанском языке
Всего на Кубу было экспортировано 50 автобусов модели ЛиАЗ-6212.00.
«ПАНТОГРАФ», статья предоставлена для публикации Николаем Кармаевским, использованы материалы: Википедия , сайт promplace.ru , сайт naperevoz.ru , сайт «Автобусный транспорт» .
Другие материалы канала на тему транспорта
Источник: dzen.ru
ЛиАЗ-6213
Автобус Ликинского автобусного завода ЛиАЗ-6213 был показан широкой публике еще в 2004 году. Это низкополая модель, обладающая особо большим количеством пассажирских мест. Они используются в крупных городах на тех маршрутах, где имеются особенно большие нагрузки на общественный транспорт. Большая часть таких автобусов была закуплена в Москве, Санкт-Петербурге и казахстанской столице – Астане.
Несмотря на раннюю презентацию, с конвейера первый автобус сошел лишь в 2008 году. Производство исправно было налажено до 2014 года, а затем на два года автобус сняли с производства. Возобновленное производство модели в 2016 году осуществляется и на сегодняшний день. Кстати, на данный момент выпущено уже около двух тысяч экземпляров.
Содержание:
В простонародье автобус всегда называли «гармошкой». Эта модель по-прежнему поражает своим дизайном, а в особенности габаритами пассажиров и пешеходов. Но особенность – она стала первым в России автобусом в этой категории.
Дизайн ЛиАЗ-6213
Внешне он смотрится внушительно, если описать его просто, то он похож на стандартный низкополый автобус большого класса с двумя осями, к которому посредством «гармошки» присоединена еще одна задняя часть такого же автобуса на индивидуальной оси.
Сам кузов модели представляет собой несущую конструкцию. Прицепная часть мало чем отличается в плане дизайна. Присутствует огромное количество простых прямоугольных линий.
Автобус получил большую площадь остекления, а в верхней части расположилось информационное табло со светодиодным наполнением. Большое количество элементов кузова выполнена из пластика. Производитель дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии.
Модификации
На базе автобуса было выпущено огромное количество модификаций, которые производились в количестве 10-50 экземпляров ЛиАЗ-6213 на протяжении разных промежутков времени.
Наиболее масштабные из них:
- 6213.20 – модификация, которая отличалась более комфортными пассажирскими креслами, качественной шумоизоляцией и другими материалами отделки салона;
- 6213.21 – модификация с современной оптикой и двумя кондиционерами;
- 6213.22 – модификация, мотор которой отвечал экологическому стандарту «Евро-5»;
- 6213.70 – газобаллонная модификация.
Также стоит рассказать и о габаритах:
- Длина составляла 18 метров и 40 мм;
- Ширина, не учитывая боковых зеркал, была равна 2500 мм;
- Высота – 2880 мм. Высота модификации 6213.70 составляла 3139 мм;
- Расстояние от первой оси до второй – 5960 мм, а от второй до третьей – 6050 мм;
- Снаряженная масса автобуса – 16 т;
- Полная масса – 26 700 кг;
- Клиренс, ввиду особенностей у автобуса скромен – 150 мм.
Салон
Салон имеет удобное расположение кресел, качественные материалы отделки и продуманную эргономику.
Водительское кресло получило выраженную поддержку, пневматическую подвеску и длинную нижнюю часть. 4-спицевый руль ЛиАЗ-6213 выглядит тонким и скромным, но рулевая колонка имеет несколько положений. Приборная панель как таковая отсутствует, а все центральная панель и пластик слева от водителя усыпаны большим количеством кнопок и датчиков. Также имеется съемный дисплей бортового компьютера в цветном исполнении.
Попасть в салон автобуса можно через четыре сдвоенных двери, которые имеют полностью стеклянную конструкцию.
Всего в салоне автобуса 153 пассажирских места. Из них 34 места сидячие. Также выделено место для людей с ограниченными возможностями. По умолчанию для большего комфорта автобус комплектуется системами отопления и вентиляции, а опционально можно заказать два кондиционера и аудиосистему.
Технические характеристики
Характеристики | Показатели |
Модельный год | 2007 |
Тип кузова | Автобус |
Длина, мм | 18040 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 2880 |
Дорожный просвет, мм | 180 |
Снаряженная масса, кг | 15750 |
Полная масса, кг | 27000 |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 39 |
Привод | Задний |
Тип двигателя | Дизельный с турбонаддувом |
Число цилиндров / расположение | 6/Рядный |
Мощность двигателя, л.с / оборотах | 300/2200 |
Рабочий объем двигателя, см³ | 7200 |
Крутящий момент, н·м / оборотах | 1166/1400 |
Вид топлива | ДТ |
Объем топливного бака, л | 230 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |
Расход топлива в смешанном цикле, л на 100 км | 27.0 |
Тип коробки передач | Автоматическая, 6 передач |
Автобус комплектуется двумя турбированными «шестерками» от компании MAN. Обе они имеют идентичный рабочий объем – 6.87 литра, но выдают разную мощность и разный крутящий момент. Двигатель ЛиАЗ-6213 с индексом D0836LOH64 развивает 290 л.с и 1100 Нм крутящего момента, а силовой агрегат с индексом E0836LOH01, развивающий 280 л.с. и 100 Нм крутящего момента.
Оба двигателя работают в паре с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией фирмы «ZF». Она передает всю мощность силового агрегата на последнюю, третью ось. Вне зависимости от модификации автобус можно будет разогнать до 65 км/ч.
Все три оси имеют зависимую пневматическую подвеску с рычажной архитектурой и телескопическими амортизаторами. Тормозная система обладает дисковыми тормозами на всех колесах и системой ABS, а рулевое управление оснащается гидроусилителем.
Цена
На российском рынке базовая стоимость приблизительно начинается с отметки в 9 500 000 рублей.
Несмотря на нестандартную конструкцию, автобус оснащается проверенными силовыми агрегатами из-за чего, он не имеет проблем с надежностью. Кузов также на протяжении долгих лет показывает себя только с хорошей стороны. Пассажирам автобус ЛиАЗ-6213 также нравится из-за отсутствия сильных столпотворений в нем.
Видео
Роман Родионов 10 октября, 2019
Эксперт в области автомобилей и сельхозтехники с большим опытом в сфере и ремонте
Похожие статьи
ЛиАЗ-5293
ЛиАЗ-5256-01
ЛиАЗ-525661
МАЗ-103
МАЗ-107
МАЗ-215
Источник: wikitrucks.ru