Городской транспорт был и остается консервативной отраслью. Выражается это в том, что инновации сюда приходят с некоторой задержкой относительно мирового рынка. К счастью, в последние годы ситуация начинает исправляться, однако, над российским пассажирским транспортом продолжает висеть дамоклов меч недостаточного финансирования.
Техника для городских перевозок приобретается двумя основными способами. Государственные или муниципальные компании при необходимости закупки автобусов проводят конкурсные процедуры (электронные аукционы), на которых побеждает фирма, предложившая товар по наиболее низкой цене. Бюджетные средства, как правило, выделяются на покупку автобусов большой вместимости, в низкопольном исполнении, выпущенных в странах Евразийского союза. Коммерческие автоперевозчики приобретают технику на собственные средства, в том числе, в лизинг. Обычно частные фирмы ориентируются на недорогие модели автобусов особо малого, малого либо среднего класса, преимущественно отечественного производства.
🇷🇺ТОП-10 самых продаваемых автобусов в России в 2021 г|TOP-10 best-selling buses in Russia in 2021
Как можно заметить, «за бортом» остается иностранная техника. Главный недостаток импортных автобусов — высокая стоимость, не позволяющая дилерам выигрывать в системе государственных закупок и предлагать свой модельный ряд частным перевозчикам, экономящим каждый рубль. Возможность покупки бывшей в употреблении техники из Европы на данный момент также практически сведена на нет из-за заградительных пошлин на ввоз как полноценных автобусов, так и «конструкторов», из которых умельцы на местах раньше собирали действующие машины. Тем не менее, в единичных экземплярах новые городские автобусы иностранного производства в Россию поставляются — в основном, как служебные. Но это тема для отдельного материала.
Рассмотрим наиболее популярные модели автобусов, которые сейчас предлагаются на российском рынке для городских пассажирских перевозок. Основные технические характеристики машин для удобства выведены в таблицы.
ОСОБО МАЛЫЙ И МАЛЫЙ КЛАСС
Начнем с машин особо малого класса. Казалось бы: век «Газелей» прошел. Эти юркие микроавтобусы помогли многим выжить (а кому-то — сделать свой первый капитал) в сложные 90‑е и яркие 2000‑е. Со временем слово «Газель» стало синонимом ненадежного и даже опасного пассажирского транспорта. Сейчас эти микроавтобусы постепенно уходят на российскую периферию.
Но не зря говорят, что история идет по спирали. Все большую популярность среди частных перевозчиков набирают новые модели Горьковского автозавода — микроавтобусы «Гaзель Next» и каркасные автобусы «Газель Next Citiline». Стоит отдать должное «Группе ГАЗ»: ее специалистам удалось создать новый, достаточно качественный продукт, который не только заменит старое семейство микроавтобусов, но также, возможно, займет нишу, которую до недавних пор удерживали «фургонбусы» — автобусы особо малого класса, созданные из машинокомплектов фургонов иностранного производства.
Автобус «Газель Next Citiline» может быть заказан как в классическом виде (на фото), так и с двойной дверью и низкопольной площадкой в центре салона.
Кстати, о «фургонбусах». Замет-но, что их «золотой век» уже прошел. Тем не менее, они до сих пор пользуются спросом, хоть и не в тех масштабах, как, допустим, лет 5–7 назад. В сравнительной таблице мы привели технические характеристики яркого представителя этой группы машин: микроавтобуса на базе фургона Mercedes-Benz Sprinter Classic.
Грузовые «Спринтеры» первого поколения сейчас выпускаются на упомянутом выше Горьковском автозаводе, автобусы с использованием их кузова и агрегатной части комплектуются сторонними организациями — в частности, компанией «Луидор». Другие «фургонбусы», в принципе, имеют схожие характеристики на стыке особо малого и малого класса пассажирских машин.
Гарантия на автобусы SIMAZ 2258 составляет 3 года или 200 000 км пробега.
Классическим представителем малого класса автобусов был и остается непотопляемый ПАЗ-3205, которому, впрочем, уже наступают на пятки представители следующего поколения «Пазиков» — короткий ПАЗ-3203 и более вместительный ПАЗ-3204. Сейчас же «Группа ГАЗ» активно продвигает «Вектор Next» — автобус на шасси грузовика «Газон Next», созданный с применением современных технологий и материалов и унифицированный по многим узлам с другой продукцией холдинга. Конечно, эта машина заметно дороже ультрадешевого ПАЗ-3205, но одновременно она и более надежна, о чем косвенно можно судить по трехлетней гарантии на автобус.
Семейство автобусов «Вектор Next» унифицировано по узлам и агрегатам с другими моделями «Группы ГАЗ».
На границе со средним классом балансирует автобус SIMAZ 2258 — новая разработка ульяновских машиностроителей, в основе которой лежит грузовое шасси Isuzu NQR 90. Так же как и «Вектор Next», ульяновский автобус может быть выпущен в исполнении «Доступная среда» — с низкопольной площадкой в корме.
СРЕДНИЙ КЛАСС
Открывает средний класс ПАЗ-4234 — удлиненная версия павловского автобуса-«бестселлера». В более новом семействе ПАЗ-3204 также есть машина длиной свыше 8 метров — речь про автобус ПАЗ-320412. Ну и нельзя не упомянуть рестайлинговую версию данной серии, получившую торговое название «Вектор». В варианте длиной 8,8 м предлагается, в том числе, и модификация с задней низкопольной площадкой и специальным оборудованием для подъема на борт инвалидной коляски.
Городской КАвЗ-4270 выпускается в газовой версии, дизельная — пока только в планах завода.
Автобусы КАвЗ-4235 «Аврора», не так давно расходившиеся, как горячие пирожки, на данный момент уже почти не пользуются спросом. Им на смену предлагается новинка Курганского завода — частично низкопольный КАвЗ-4270. Пока серийно производится только газовая версия машины, но на сайте «Группы ГАЗ» указаны, в том числе, и характеристики дизельного варианта модели.
МАЗ-203 — классический представитель второго поколения минских автобусов. На фото — газовая версия машины.
Единственный полностью низкопольный автобус среднего класса, представленный на нашем рынке — недавно разработанный ЛиАЗ-4292. Эта машина стала хорошим подспорьем при проведении конкурсов на обслуживание столичных маршрутов: частные компании приобретали «Лиазы»-коротыши для работы на линиях с относительно небольшим пассажиропотоком.
9,5‑метровый ЛиАЗ-4292 может иметь три либо две пассажирских двери. Во втором случае мест для сидения будет больше.
Более популярен в данном сегменте белорусский МАЗ-206. Собственно говоря, долгое время альтернативы этой машине просто не было. В прошлом году у нее появился еще один «соперник» — 10‑метровый «СитиРитм» из Волгограда. Благодаря своей длине, чуть превышающей 10 метров, Volgabus СитиРитм 10 LE, так же как и КАвЗ-4270, формально может считаться автобусом большого класса.
Тем не менее, фактически эти транспортные средства не могут обслуживать крупные пассажиропотоки в силу невысокой вместимости (не более 80 человек). По этой причине — а также для того, чтобы не перегружать таблицу с характеристиками автобусов большого класса — мы отнесли 10‑метровый «СитиРитм» к «середнячкам».
Гарантия на Volgabus СитиРитм 10 LE — модель 2017 года, укороченный вариант более привычного 12‑метрового «СитиРитма».
БОЛЬШОЙ КЛАСС
Высокопольный ЛиАЗ-5256, так же как и частично низкопольный ЛиАЗ-5293, вероятно, скоро покинут конвейер Ликинского завода. Спрос на эти модели минимален, но пока они доступны для заказа. В основном, в Ликино-Дулево сейчас производятся полностью низкопольные автобусы ЛиАЗ-5292. Они предлагаются в нескольких модификациях с различным экстерьером, компоновкой пассажирского салона и агрегатной базой.
ЛиАЗ-5293 два года назад прошёл рестайлинг. Новый внешний вид значительно омолодил автобус.
Минский автомобильный завод, как и раньше, выпускает автобусы двух поколений. Рестайлинговый МАЗ-103 позиционируется как бюджетная версия, и именно он наиболее популярен у российских перевозчиков. География распространения автобусов МАЗ-203 заметно скромнее. Обе модели с недавних пор доступны также с газовыми двигателями.
Марка «НефАЗ» постепенно уходит в прошлое. Поскольку Нефтекамский завод входит в производственное объединение «КАМАЗ», на автобусах, выпущенных в Башкирии, теперь красуется логотип с лошадью-аргамаком — фирменный знак «КАМАЗа». Тем не менее в заводских документах и на сайте производителя продолжают использоваться прежние на-именования. При этом модификация НефАЗ-5299‑40 с 2018 года доступна для заказа в новом элегантном кузове, созданном специалистами «КАМАЗа» при участии компании Daimler.
С 2018 года автобусы НефАЗ-5299 выпускаются в новом элегантном кузове.
Волжские автобусостроители сформировали два модельных ряда городской техники с понятными европейскими обозначениями: LE = Low Entry, низкий вход; LF = Low Floor, низкий пол. Соответственно, первый модельный ряд представляет собой машины с частично низким полом (площадки у первой и второй двери + пространство между ними), второй — полностью низкопольные машины. Большой класс в названии модели «закодирован» цифрой 12, означающей, как нетрудно догадаться, округленную длину автобуса в метрах. Если же исходить из данных, прописанных в ОТТС, то большинство автобусов Volgabus — как 10‑, так и 12‑метровых — относится к модели 5270.
Низкопольные ЛиАЗ-5292 с новым экстерьером поступают в основном в столичный регион.
ОСОБО БОЛЬШОЙ КЛАСС
Автобусы особо большой вместимости — привилегия крупных городов с высокими пассажиропотоками. Спрос на них невелик, поэтому и количество предлагаемых моделей ограничено. Сегмент 15‑метровых машин сейчас представлен только минской техникой, а именно трехосным «длинномером» МАЗ-107. Модель приобретают в основном белорусские автоперевозчики.
Сочлененный МАЗ-215: слишком много дверей, двигатель — в передней секции.
Низкопольные сочлененные автобусы выпускают на Ликинском и Минском заводах, а также на производственной площадке Volgabus в г. Волжский. ЛиАЗ-6213 и Volgabus СитиРитм18 LF скомпонованы по классической для низкопольников схеме с толкающей второй секцией. У автобуса МАЗ-215 двигатель расположен в первой секции и занимает часть площади салона, что создает определенные неудобства для пассажиров. В связи с этим в прошлом году была разработана опытная машина модели МАЗ-216 с более привычным расположением агрегатов. Вероятно, в ближайшее время эта модель также станет серийной.
Автобусная «гармошка» от волжского завода — Volgabus СитиРитм18 LF.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Источник: 5koleso.ru
Соболь NN, ПАзик-2.0, КамАЗ для туризма в Арктике и другие новые российские автобусы на BW Expo 2022
Нынешний год не балует отечественных автомобилистов громкими премьерами. От привычных “западных партнеров”, да и от многих их восточных коллег давно уже не дождешься никаких новостей, кроме заявлений об уходе. Однако, автомобильная жизнь в России не замерла, как это может показаться тем, кто изучает мир по соцсетям.
В нынешних условиях российские производители обречены на развитие — у них просто нет выбора, и, по сути, нет конкурентов — кроме китайских. Движение есть, и его вектор вполне очевиден, как показала выставка пассажирских автобусов BW Expo 2022. На мероприятии наша команда побывала в лице Григория Алешина Avtotourist . Ниже — репортаж о событии.
Полный размер
На всю автобусную выставку в подмосковном “Крокус Экспо” хватило одного зала. При входе я испытал легкое дежавю — на секунду показалось, что я снова на “Шелковом Пути” — слева возвышается голубой монстр, напоминающий раллийный КамАЗ, справа — “Соболи” и “Газели”… Привычная глазу картина — ведь и в базовых лагерях самого престижного российского ралли-рейда команды из Набережных Челнов и Нижнего Новгорода тоже обычно живут по соседству и поражают широтой “экспозиции” и количеством “экспонатов”.
Полный размер
В нижней части торпедо Соболь NN виден рычаг 6-ступенчатой МКП
Пассажирский салон “Соболя” — пробный, но перспективный — все спинки диванов и кресел откидываются раздельно, можно даже поспать, не беспокоя соседа
Полный размер
Пассажирский салон “Соболя” — пробный, но перспективный — все спинки диванов и кресел откидываются раздельно, можно даже поспать, не беспокоя соседа
Причем на нынешнем BW Expo у группы ГАЗ, в которую теперь входят и ПАЗ, и ЛиАЗ и КАВЗ было самое большое представительство — девять машин. Мы начали осмотр с новых Соболь NN, и нашим спутником стал руководитель пресс-службы ГАЗ Николай Марков nikolay-markov . Видео получилось увлекательное.
К дилерам новые “Соболя” уже поступили, правда, пока только цельнометаллический фургон (от 2 695 000 рублей) и “комби” с вторым рядом кресел (от 2 905 000 рублей). А вот на выставку газовцы привезли пробную пассажирскую версию с тремя рядами сидений, причем с раздельными спинками диванов в салоне — каждый пассажир может сесть как ему комфортно, не мешая соседям. Все диваны двигаются на встроенных в пол полозьях, их очень легко перемещать, а можно и совсем убрать, превратив салон в грузовой. В кабине все так же, как у новой Газель NN — очень удобное, эргономичное торпедо с большим дисплеем в центре и компактным рычагом шестиступенчатой МКП.
Новая шестиступенчатая “механика” — собственная разработка ГАЗа, эту коробку собирают на предприятии “Нижегородские моторы”, а вот дизель пока старый, зато привычный и понятный клиентам китайский Cummins 2.8. Однако вряд ли он задержится в производственной гамме надолго. Ему на смену уже готовят 2.5 литровый агрегат.
Официальных названий и технических характеристик на ГАЗе пока не раскрывают, а по неофициальным данным — новый мотор за счет алюминиевой головки блока и других конструктивных решений, направленных на снижение веса, будет примерно на 60 кг легче “Камминса”, при этом мощнее и с большим крутящим моментом. Собирать новый мотор будут в России. Ну а все остальное давно на виду — независимая передняя подвеска на поперечных рычагах с пружинами и амортизаторами, задний мост рессорный, односкатный. Кстати, “Газели” с односкатным задним мостом на ГАЗе тоже освоили.
Полный размер
Новый Соболь NN для перевозки маломобильных пассажиров
Полный размер
За распашными дверями Соболя NN скрывается компактный лифт для подъема коляски с пассажиром
Привезли на выставку и пару “Газелей” — просторную маршрутку с высоким потолком и школьный автобус, оснащенный дополнительной подножкой для удобства маленьких пассажиров. Все кресла в нем оборудованы четырехточечными ремнями безопасности, скорость движения принудительно ограничена до 60 км/ч.
Полный размер
Газель NN в исполнении “Маршрутка”
Полный размер
Газель NN — школьный автобус. Обратите внимание на четырехточечные ремни безопасности и дополнительную подножку
В семействе “Газелей” появился и электробус на базе каркасной Газель City с большой двустворчатой дверью и низкопольной площадкой в центре салона. Уже скоро он отправится на дороги столицы — электробус передают на ходовые испытания Мосгортрансу. Расположенное под капотом силовое оборудование 100-киловаттного электромотора пестрит наклейками “Сделано в России”, пробег на одной зарядке — около 150 км, общая емкость батарей — 68 кВт.ч, подзарядить их до 80% можно за 45 минут.
Полный размер
Электробус на базе Газель City по возможности унифицирован с дизельной версией. У них одинаковый 16-местный салон с низкопольной площадкой и пневмобаллоны в задней подвеске
Полный размер
Силовое оборудование электромотора в электробусе Газель е-City расположено под капотом, сам мотор под полом, чуть позади кабины. От него к заднему мосту идет карданный вал стандартной длины. Один блок батарей — в заднем свесе, второй — рядом с местом водителя. А вот отапливается электробус газовой печкой, работающей на метане
Полный размер
ГАЗовский автобус на шасси Валдай NEXT пока даже не назвали. Имя собственное ему подбирали прямо на выставке, опрашивая посетителей
Автобусы из Павлово-на-Оке в нашей стране с детства знакомы каждому. На кургузых, не слишком удобных, но простых и доступных “ПАЗиках”, часто с газовыми баллонами на крыше, держится изрядная часть пассажирских перевозок за пределами МКАД, но в составе группы ГАЗ павловчане представили на BW Expo совершенно новый для себя автобус заднемоторной компоновки с отечественным дизелем семейства ЯМЗ-530 и разработанным на ГАЗе шестиступенчатым “автоматом”. У среднеразмерного девятиметрового CITYMAX 9 — самая большая в классе низкопольная площадка в 10 кв.м, он может перевозить до 73 пассажиров, а благодаря отличной эргономике рабочего места и прекрасной обзорности, очень удобен и для водителя.
Полный размер
CITYMAX 9 — лишь один из представителей перспективного семейства на единой платформе, на которой разрабатывается широкий модельный ряд дизельных, газовых, электрических и водородных автобусов. На основе другой единой платформы — с индексом “12” уже сделан большой электробус e-CITYMAX 12, его будут выпускать в Ликино-Дулево. ЛиАЗ-L01R35 e-CITYMAX 12 оснащается батареями емкостью до 350 кВт.ч, которые можно зарядить с помощью пантографа за полтора часа, “пистолетная” зарядка займет два часа, а ночная “медленная” зарядка — семь часов. Дальность хода — до 200 км, батареи оснащаются автономной системой термостатирования, поддерживающей их оптимальную температуру в любое время года — это стабилизирует запас хода в течение всего срока службы. Стоит отметить, что платформы 9 и 12 — разные, но широко унифицированы между собой по деталям каркаса кузова (одинаковое сечение), арматуре, светотехнике, салонной фурнитуре и другим компонентам.
Полный размер
ЛиАЗ-L01R35 e-CITYMAX 12 — еще одно детище группы ГАЗ. Этот большой электробус будут собирать в Ликино-Дулево
Полный размер
ЛиАЗ-L01R35 e-CITYMAX 12 может перевозить до 85 человек, оснащен системой книлинга (может приседать на правый борт для удобства входа пассажиров), имеет трап для колясок маломобильных пассажиров. Как и в CITYMAX 9, спаренные сиденья крепятся к стенкам — так гораздо проще убираться и пассажиры ни за что не задевают ногами.
Стенд КамАЗа на BW Expo выглядел поскромнее ГАЗовского, зато автобусы на нем были побольше. Камазовцы привезли огромную газовую “гармошку” КамАЗ (НефАЗ) 6299-40-5Т. Сочлененный автобус особо большого класса — полностью низкопольный, вместимость — до 155 человек. Общая емкость установленных на крыше баллонов для КПГ — 1239 литров, хватает на всю рабочую смену.
Полный размер
Длина КамАЗ (НефАЗ) 6299-40-5Т — без малого 19 метров, полная масса — 28 тонн, газовый двигатель KAMAZ 689.560-340 мощностью 250 кВт разгоняет этот сочлененный автобус до 80 км/ч, коробка передач — автоматическая с ретардером.
Однако и этот гигант бледнеет по сравнению с уникальной полноприводной “вахтовкой”, больше похожей на раллийный прототип. Автобус КамАЗ-6250 разработан для нужд Газпрома на базе двенадцатитонного шасси КАМАЗ-43502. Чтобы подняться в салон, нужно преодолеть аж четыре ступеньки, зато внутри — 32 роскошных мягких кресла, багажные полки, дополнительная печка, кондиционер. По сравнению с обычными вахтовками с отдельным кузовом на грузовом шасси — верх удобства. Водитель в одном пространстве с пассажирами, в задней подвеске — пневмобаллоны, впереди — длиннолистовые рессоры, камазовцы постарались обеспечить мягкость хода по самым плохим дорогам.
Полный размер
Автобус КамАЗ-6250 с 290 сильным двигателем, работающем на природном газе и шестиступенчатым “автоматом”. Силовой каркас кузова выполнен из стальных труб, наружные панели — из композита. В переднем свесе — восьмитонная лебедка, есть система автоматической подкачки шин
Полный размер
КамАЗ-6250 рассчитан на перевозку 32 пассажиров. В передней части — огромный кожух, под которым скрывается двигатель. Водителю придется перелезать через него, чтобы пройти в салон
Камазовский монстр приглянулся не только Газпрому — знаменитый арктический путешественник Александр Еликов Elikov , которого мы встретили на выставке, с радостью превратил бы его в кемпер для поездок по зимникам, а в стандартном виде КамАЗ-6250 — отличный транспорт для экскурсионных групп, то, что надо для заполярного туризма! Видео с рассказом о новом автобусе от Саши — прямо тут.
По соседству с камазовским стендом развернули экспозиции менее именитые отечественные производители. Я, например, впервые увидел продукцию компании ПКТС. Следуя модному тренду, заданному “Аурусом”, свой электробус в ПКТС назвали “Генерал”. Оснащенный 150-сильным асинхронным владимирским двигателем ATL 250 электробус может на ходу подзаряжаться от контактной сети — у него есть токоприемник, а в ее отсутствии способен покрыть до 100 км с сотней человек на борту. В таком же кузове ПКТС производит “Адмиралов” — но это уже троллейбус, он тоже способен передвигаться без контактной сети, однако, его автономность намного меньше.
Полный размер
Кроме спорного нейминга, Адмирал и Генерал от ПКТС отличаются полностью цифровой приборкой и веселенькой, совсем не военной расцветкой
Электробус и троллейбус на единой базе представила и компания Синара — Транспортные машины. И тот и другой — полностью низкопольные. Электробус «СИНАРА – 6253» оснащен десятью батарейными модулями емкостью 312 кВт.ч, теоретически их заряда может хватить на 250 км автономного хода, а подзаряжаться электробус может не только ночью или на конечных станциях, но и в пути — от контактной сети. Троллейбус СИНАРА – 6254 тоже имеет неплохую автономность — до 80 км без подзарядки.
Полный размер
Электробус и троллейбус Синара отличаются неплохим дизайном
Полный размер
А еще у “Синар” полностью цифровая приборка и настроенческая подсветка салона всех цветов радуги — ее можно менять, как в дорогих легковушках
Отечественный городской электротранспорт шагнул далеко вперед. Согласитесь, работать в современной кабине, оснащенной по последнему слову техники, гораздо легче, чем водить такой родной, любимый и привычный, но далекий от сегодняшних реалий советский троллейбус. Новый уровень удобства для пассажиров, как говорится, по умолчанию.
Полный размер
Пассажирская Lada Granta Kub от Промтех — НН как замена Ларгусу? А что — удлиненная до 3050 мм колесная база, восемь мест, возможность трансформировать салон в грузовой, просто открутив лишние ряды сидений, двери второго ряда с обеих сторон. Под капотом 1,6-литровый 90-сильный бензиновый мотор ВАЗ-11182, который Промтех — НН предлагает прошить до 116 л.с. в качестве опции, и пятиступенчатая МКП.
Только четыре отечественных производителя: ГАЗ, КамАЗ, ПКТС и Синара представили на BW Expo свои автобусы. Да еще нижегородский Промтех-НН привез пассажирский минивэн “Куб”, сделанный из передней части Лада Гранта, соединенной с силовым металлическим каркасом, обшитым цельноформованными композитными панелями снаружи и АБС пластиком изнутри.
Видео — Лада Гранта КУБ
На этом российская экспозиция закончилась. Оставшуюся половину зала занял белорусский МАЗ и несколько “китайцев”.
Мазовцы показали модели третьего поколения, готовые к запуску в серию. Троллейбус МАЗ-303Т20 с центральным асинхронным двигателем мощностью 155 кВт может проехать до 50 км вне контактной сети, причем вместо батарей в нем стоят суперконденсаторы емкостью 36 кВт•ч. Так и хочется спросить — неужели остались от Ё-Мобиля? Впрочем, шутки в сторону — троллейбус неплохо выглядит, аккуратно собран и это реальный проект. Мне особенно понравилось обилие USB-розеток для зарядки гаджетов — по одной на каждое из тридцати сидячих мест.
Полный размер
Троллейбус МАЗ-303Т20 вместимостью до 82 человек. 14 из 30 сидячих мест приходится на низкопольную часть и установлены без подиумов
Белорусы тоже страдают от санкций, так что электробус МАЗ — 303Е20 собирали “по сусекам”. Ячейки и тяговое оборудование от российской компании ИТЭЛМА, салон и кузов целиком свой, как и передний мост, а вот задний чей? Не говорят, но, скорее всего, без Китая не обошлось.
Полный размер
Сами китайцы, кстати, выглядели бледновато — в прямом смысле, большинство автобусов из Поднебесной были белыми, только туристический лайнер Asiastar сверкал позолотой. Правда, “Звезда Азии” оказалась немного потертой — с рукоятки внутренней двери, отделяющей водителя от салона, слезла почти вся краска, местами топорщились плохо подогнанные панели, на торпедо валялась грязная тряпка. Поневоле вспомнились московские автосалоны начала двухтысячных, на которые китайцы свозили далеко не лучшие свои авто.
Полный размер
Asiastar — дочернее предприятие концерна Weichai, соответственно, Звезда Азии оснащена 375-сильным дизелем Weichai, механической шестиступенчатой КПП Fast Gear и мостами HanDe. Облезлая краска на рукоятке и грязная тряпка в выставочном автобусе — не самый лучший способ показать себя для неизвестной в России компании
С другой стороны, китайцы могут себе позволить не обращать внимание на подобные мелочи. Все равно купят, ведь туристические автобусы и их компоненты взять больше негде, да и цены приемлемые. Тот же Asiastar стоит около десяти миллионов рублей.
Если бы не запрет на покупку в муниципальные автопарки иностранных автобусов, городской общественный транспорт будущего мог бы выглядеть у нас примерно как Zhong Tong — дешевый салон без кондиционера, дизель Cummins, пятиступенчатая механика.
Полный размер
Бюджетный Zhong Tong китайцы украсили к выставке актуальными шрифтами и лозунгом Простота, надежность, победа
Полный размер
Zhong Tong оснащен пятиступенчатой “механикой” и дизелем Cummins
А пока из Китая привезли на BW Expo много “туристов”: King Long, Yutong, Higer — последний, кстати, с интересной раскрывающейся маской, за которой спрятано запасное колесо.
Полный размер
Higer с раскрывающейся маской
Полный размер
Трое скучающих стендисток возле “Фотона”, возможно, вспоминали выставки прошлого
12-метровый Foton BJ6122 представлял дилер “Фотона” ООО «Лидер Бас». У этого автобуса за охлаждение двигателя отвечают шесть электрических вентиляторов. В зависимости от температуры они включаются попарно, все сразу, могут менять интенсивность работы — все для того, чтобы не тратить лишней энергии и обеспечить оптимальный температурный режим.
Туристические Yutong и Higer могут оснащаться 375-сильным двигателем Yuchai, работающим на сжатом метане, баллоны у них расположены не на крыше, а в багажном отделении, так что для поклажи места остается куда меньше, чем в дизельных версиях. Городской King Long тоже способен работать на газе, но баллоны у него в привычном месте — на крыше, а вот салон выглядит беднее тех же ГАЗовских автобусов.
Полный размер
На переднем плане — городской King Long
Полный размер
В салоне городского King Long может разместиться до 69 человек. Сиденья — двух видов, причем большая часть — с минимумом мягкой обивки
Полный размер
Автобус компании Golden Dragon с драконом во весь борт и Брюсом Ли привлек внимание блогеров
В общем, китайцы в рамках выставки не поразили ни новейшими технологиями, ни дизайном. Год за годом наблюдая, как стремительно меняются к лучшему легковые автомобили, которые поставляют в Россию из Поднебесной, я ожидал большего. Но за Великой Стеной, похоже, решили не торопить события, ведь в эпоху глобальных перемен бесполезно заглядывать в будущее и приходится жить текущим моментом. Остается лишь надеяться, что в следующем году выставка BW Expo вновь состоится и будет более представительной.
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Что думаете о представленных на выставке новых российских автобусах? Какие новинки показались наиболее интересными? Как оцениваете перспективы отрасли? Ваш опыт и мнения — в комментариях.
Источник: www.drive2.ru
Какие автобусы выпускают в россии
По данным агентства «Автостат Инфо», рост продаж на рынке автобусной техники оказался не столь внушительным, как на «грузовом» рынке, однако тоже стал существенным: +17,4%. Причем исключительно за счет отечественных производителей. Импортная техника в целом сохранила скромный объем поставок примерно на том же уровне (спад составил всего 2,6%), однако со своими нюансами: продажи одного из весьма популярных прежде брендов сошли на нет, чем не преминули тут же воспользоваться конкуренты. Ниже – более детальный разбор полетов, но обращаем ваше внимание, что в приведенных цифрах не учтены вахтовые автобусы.
Павловский автобусный завод после прошлогоднего спада нарастил продажи на 28,5% и вернулся на уровень успешного для себя 2019 года. Наибольший рост продемонстрировал ветеран ПАЗ-3205 с двигателем ЗМЗ: очевидно, в преддверии снятия с производства многие перевозчики постарались воспользоваться моментом и успеть обновить парк за счет этих недорогих машин. Сборку новых моторов V-8 в Заволжье прекратили в декабре, а имеющихся складских запасов ПАЗу хватит примерно до марта месяца, после чего автобусы с бензиновыми и газобензиновыми двигателями окончательно уйдут в историю. При этом выпуск ПАЗ-3205 продолжится только с дизелями ЯМЗ-534, но такие машины будут сильно дороже и, вероятно, столь высокого спроса иметь уже не будут. Заодно в 2021-м были сняты с производства и все «Векторы» серий 3203 и 3204 – их полностью заменили в производстве машины семейства «Вектор NEXT» (1496 регистраций за год).
Последнюю крупную партию автобусов семейства «Вектор» построили осенью 2021-го для экспорта
Вторую строчку рейтинга традиционно занимает ЛиАЗ, однако только за счет того, что в данном обзоре мы не учитываем продажи вахтовых автобусов: в противном случае второе место оказалось бы за Нефтекамским автозаводом. Формально у Ликинского автобусного завода продажи на внутреннем рынке упали (на мизерные 0,8%). Однако это не проблема: второй год подряд завод работает фактически на полную мощность и выпускает технику в объемах, которых до того не демонстрировал уже целое десятилетие. Основные продажи приносят низкопольные и полунизкопольные машины серии 5292 (1636 шт.).
Значительно – почти в два с половиной раза – увеличился сбыт «гармошек» ЛиАЗ-6213. Также двукратно выросли поставки туристических лайнеров ЛиАЗ-5290 «Круиз», однако фактическая цифра по ним осталась скромной (36 ед. – меньше, чем у популярных китайских моделей, причем в основном это были машины 2020 года выпуска). Поставки электробусов ЛиАЗ-6274 в столицу остались на уровне предыдущего года, а вот сбыт среднеразмерной модели ЛиАЗ-4292 без традиционных заказов от Мосгортранса сильно просел – до 72 штук против привычных нескольких сотен. Наиболее крупные поставки этих автобусов пришлись на Санкт-Петербург и Тверскую область (примерно по три десятка единиц) и Москву (11 шт.). Интересно, что, как и в случае с ПАЗ-3205, перед объявлением о полном прекращении сборки был отмечен скачок спроса на высокопольные «междугородники» ЛиАЗ-5256 (отдельные партии таких автобусов ушли в Ямало-Ненецкий АО, Курскую и Воронежскую области и другие регионы).
НЕФАЗ благодаря московским заказам второй раз подряд поставил рекорд по продажам больших городских автобусов. А вместе с пригородными и туристическими модификациями объем их продаж в России впервые перевалил (пусть и всего на одну машину!) за отметку в 2 тысячи единиц. В этом количестве также учтены отгрузки 193 одиночных электробусов КАМАЗ-6282 (в четыре раза больше, чем у ЛиАЗа) и одной новой электрической «гармошки» КАМАЗ-6292, которая должна стать серийной в наступившем году.
Минский автозавод не смог повторить на российском рынке удачных результатов 2020 года, сократив поставки почти на 22%. Однако итоговые 522 единицы поставленных на учет автобусов все равно позволили ему занять четвертую строчку рейтинга, оставив позади КАВЗ, Волгабас и все китайские марки.
Причем самыми популярными снова оказались среднеразмерные машины семейства МАЗ-206 (наиболее крупные поставки – 130 машин в Москву, 50 в Питер, 12 в Ханты-Мансийск). А вот большая низкопольная модель МАЗ-203, которая годом ранее сделала минчанам основную кассу, в 2021-м пользовалась крайне ограниченным спросом (основные поставки: 11 шт. в Салехард, 7 шт. в Тульскую область, 6 шт. в Псков).
Теперь же вчетверо более популярной, чем МАЗ-203, оказалась старая низкопольная модель МАЗ-103. Завод, было дело, объявил в начале года о ее снятии с производства, но сразу получил такое количество заказов, что первоначальное решение пришлось поменять. В результате крупные партии автобусов МАЗ-103 (более 10 единиц) в 2021 году получили Брянск, Ижевск, Красноярский край, Свердловская и Мурманская области. Сочлененные же автобусы МАЗ-215 и «междугородники» МАЗ-231 на сей раз наши перевозчики брали лишь в единичных количествах или совсем маленькими партиями (например, три «гармошки» ушли в Березники Пермского края для работы служебными развозками).
А вот компания «ВОЛГАБАС», имея два завода, сработала в этот раз в плюс, увеличив поставки на 13%. В основном спрос пришелся на 12-метровые городские автобусы с газовыми двигателями. В частности, около 170 городских «одиночек» Volgabus-5270G2, работающих на сжиженном метане, получили Челябинск и Санкт-Петербург.
Еще порядка 60 машин той же серии 5270G2, но работающих на более традиционном сжатом метане, ушли в Сочи и Новокузнецк. В статистику также попали 26 газовых «гармошек» Volgabus-6271G2 для Новокузнецка (окончание контракта на 50 машин, исполнение которого началось еще в 2020-м). Производство газовых междугородных машин семейства «Серпантин» (Volgabus-5285G2) не велось, в статистику регистраций попали лишь несколько единиц автобусов 2020 года выпуска, вставших на учет в Кемеровской области.
Volgabus-6271
А что КАВЗ? Закрыв обязательства по «газовому» контракту на поставку крупной партии городских среднеразмерных автобусов КАВЗ-4270 для Кемерово в 2019-м, завод отгрузки техники на внутренний рынок ощутимо снизил. Городские машины серии 4270 нашли лишь 36 покупателей (по 10 машин ушло, в частности, в Ноябрьск и Новый Уренгой). Спрос на междугородные автобусы КАВЗ-4238 просел на треть, а скромные в целом объемы продаж стандартных коротких «Аврор» КАВЗ-4235 погоды заводу не делают, даже несмотря на формально трехкратный рост интереса к ним со стороны покупателей (крупнейшие поставки – 8 шт. в Нижневартовск и 6 шт. в Ангарск).
Если посмотреть на итоговые цифры продаж, то можно предположить, что у белорусского филиала МЗКТ, занятого сборкой автобусов «Неман», дела шли очень хорошо: поставки техники в Россию удвоились. Однако неясно, что ждет предприятие дальше: по нашей информации, все эти поставки велись из складских запасов. А из-за того, что головной завод МЗКТ оказался под европейскими санкциями, поставки новых шасси IVECO Daily под комплектацию автобусными кузовами прекратились. Будем надеяться на благополучное разрешение ситуации.
Неман-420234 и Неман-420238
Из-за проблем, возникших у МЗКТ, все шансы на увеличение продаж автобусов аналогичного класса с оригинальными кузовами на том же шасси IVECO Daily получили российские компании «Фоксбас» и «СТ Нижегородец». В 2021 году они изготовили примерно 50 и 20 таких автобусов соответственно. Однако в сводной таблице эти данные отсутствуют, поскольку учтены агентством «Автостат Инфо» в статистике LCV в разделе по IVECO Daily.
Из-за проблем, возникших у МЗКТ, все шансы на увеличение продаж автобусов аналогичного класса с оригинальными кузовами на том же шасси IVECO Daily получили российские компании «Фоксбас» и «СТ Нижегородец». В 2021 году они изготовили примерно 50 и 20 таких автобусов соответственно. Однако в сводной таблице эти данные отсутствуют, поскольку учтены агентством «Автостат Инфо» в статистике LCV в разделе по IVECO Daily.
Среди иностранных брендов увереннее всех на рынке РФ чувствуют китайских компании Yutong и Higer за счет широкого модельного ряда и относительно невысоких цен. Их продажи выросли на 36 и 24% соответственно. И по абсолютным цифрам продаж их результаты находятся на одном уровне с результатами марок Волгабас и КАВЗ.
Что касается других «китайцев», то продажи компании ZhongTong традиционно колеблются около отметки в полсотни единиц, а автобусы King Long уже два года подряд не набирают и того. Новые автобусы пытаются продавать и дилеры марки Ankai, однако их суммарный результат (13 единиц) ни на что на рынке не влияет. А вот продажи некогда популярных автобусов Golden Dragon в России вновь остановились: срок действия выданных ранее ОТТС истек в декабре 2020 года, а сертификация новых моделей проведена так и не была.
Yutong T122 HDH
Что касается «европейцев», то успешно дела шли лишь у дилеров IVECO, которые смогли реализовать 86 автобусов Crossway против всего лишь 25 годом ранее. А вот MAN после успешного 2020 года резко сдал позиции – объем продаж снизился в 6 раз, до 22 единиц. Продажи прочих европейских марок, а также корейских лайнеров Hyundai Universe, остаются не сильно отличающимися от уровня статистической погрешности (например, Mercedes-Benz продал 12 автобусов, Neoplan – одну, а Setra – ни одной).
MAN Lion’s Intercity
Рейтинг по маркам (без учета вахтовых автобусов; только бренды с объемом продаж более 10 единиц в 2021 году)
Рейтинг по моделям (без учета иномарок и вахтовых автобусов; только модели с объемом продаж более 5 единиц в 2021 году)
Источник: ktt-magazine.ru