Как выглядит двухэтажный автобус

Практически каждый, кто хоть отдаленно интересуется автобусами, на вопрос: «Где можно прокатиться по городу на двухэтажном автобусе?», не задумываясь, ответит: «В Лондоне». Некоторые еще вспомнят Берлин. Но есть отдельные личности, которые утверждают, что такая возможность есть и в России, и в ее окрестностях, на территории бывшего СССР.

Что же, если речь идет не о междугородных лайнерах, то тема достаточно интересная. Тем более, что отечественные заводы так и не запустили в серию ни одного двухэтажника, а посмотреть на городские улицы с высоты второго этажа интересно многим.

Считается, что первым двухэтажным автобусом на просторах бывшего Советского Союза стал MAN SD200, который был привезен в Ригу из Берлина в самом начале 90-х. Выпущенный в 1976 году двухэтажник работал в столице Латвии на маршруте «Моторный музей — Дом знаний» и был списан только в начале «нулевых». Причем с машины даже не стали убирать немецкую рекламу – он так и катался с ней.

MAN SD200 в Риге

КАК УСТРОЕН ДВУХЭТАЖНЫЙ АВТОБУС-КАБРИОЛЕТ? Обзор GULERYUZ PANORA

Во второй половине 90-х несколько двухэтажных MAN SD200 работали в Минске, в 1997 году пять таких машин даже попали в белорусский Гомель. Увы, одни и те же это были машины или разные, мне узнать так и не удалось. Тем не менее, по гомельским улицам эти двухэтажники колесили до 2004 года, после чего все были списаны.

MAN SD200 в Гомеле

Впрочем, все да не все – одна из машин превратилась в кафе на колесах. «Мини-кафе» работало на автостанции города Мозырь вплоть до 2011 года, после чего… вернулось на городские маршруты! Автобус был выкуплен минской компанией, занимающейся экскурсионными поездками по белорусской столице. В салон вернулись пассажирские сиденья, и теперь данный автобус курсирует по Минску. Есть шанс покататься!

MAN SD200 в Минске в виде экскурсионного автобуса

Непосредственно в России своеобразной «Меккой» двухэтажных автобусов стал Барнаул. В начале «нулевых» там на маршруты вышли восемь автобусов MAN SD200. Благодаря своей необычности автобусы быстро стали своеобразной «визиткой» города, а маршруты, на которых они работали, пользовались популярностью у ценителей экзотики.

Эпоха маршрутных двухэтажников на Алтае закончилась в 2009 году. А последний уцелевший автобус в 2014 году был выкуплен для использования в качестве подвижного музейного экспоната и сейчас находится в Санкт-Петербурге.

MAN SD200 в Барнауле. Фото Skur, http://fotobus.msk.ru/photo/559943/?vid=81109

Кстати, компанию барнаульских MAN SD200 успешно разбавлял и более современный MAN SD202. Его карьера на городских маршрутах завершилась в 2011 году.

Однако в металлолом автобус не отправился. Машина была выкуплена предпринимателем из Новосибирска, после чего переделана в клубный автобус для проведения вечеринок. Узнать в нем немецкий двухэтажник сейчас просто не реально…

MAN SD202 в Барнауле

Ну, а что же другие наши города? Успели «опробовать» двухэтажники?

Более десятка MAN SD 200 эксплуатировались в Санкт-Петербурге, начиная с 1998 года. Машины несколько лет работали на разных маршрутах, но уже к 2002 году были окончательно списаны.

Еще один MAN SD200 ходил в Ростове-на-Дону, но недолго. Говорят, цеплялся за контактную сеть троллейбусов и трамваев, и потому был снят с маршрутов.

MAN SD200 в Санкт-Петербурге

На этом история городских двухэтажников на российских просторах и закончилась бы, если бы не появление компании «Сити Сайтсиинг Москоу». Специализирующаяся на городских автобусных экскурсиях, она логично решила, что нет ничего лучше для созерцания достопримечательностей, чем двухэтажные машины.

В результате на улицах Москвы с 2012 года начали курсировать сразу четыре MAN SD 200. Машины составляли основу парка компании до 2014 года, после чего переехали в Эстонию. Теперь они возят экскурсантов по Таллинну, так что если хотите опробовать раритет, вам туда.

Экскурсионный MAN SD200 в Москве. Фото Сергея Шишкова, https://ttransport.ru/photo/24062.html

Кроме вышеупомянутых MAN в 2014 году «Сити Сайтсиинг Москоу» закупило для экскурсий по столице партию двухэтажников UNVI Urbis 2.5DD на шасси Volvo B9TL. Четыре новых автобуса заменили «немцев» в Москве – как-никак, трудяги готовились тогда разменять уже третий десяток и просто не соответствовали столице по статусу.

Новички имели более современный салон, частично открытый второй этаж, который на зиму закрывался окнами, и быстро освоились в Москве. Однако уже в 2015 году их перевели в филиал компании в Санкт-Петербурге.

К слову, в 2016 году модель UNVI Urbis 2.5DD на шасси Volvo B9TL закупил и еще один питерский туроператор, так что теперь в «Северной столице» целых десять двухэтажников данной модели.

Источник: dzen.ru

Высоко сижу, далеко гляжу: двухэтажники Берлина

Две европейских столицы могут похвастать многолетними традициями применения двухэтажных автобусов на своих городских линиях: это Лондон и Берлин. Но если британцы смогли превратить красный doubledecker в символ города, узнаваемый во всём мире — то немцы напирают на другие национальные символы, оставив автобусную легенду по именни doppeldecker в тени. И зря!

Полный размер
Трёхосный автобус Büssing »Jumbo» 1927 года

Эксплуатировать двухэтажные автобусы на улицах Берлина начали между войнами: рост машин в длину тогда был ограничен — ибо «гармошки» ещё не придумали, а вот увеличить машину в высоту было проще. Дело было для тех времён нередким: даже в Москве до войны ходили рогатые в два этажа, выпускавшиеся в Ярославле! Доппельдеккеры для Берлина, как правило, строились силами местных кузовных мануфактур на специальных шасси-заготовках, поставляемых крупными немецкими производителями. Главным поставщиком таких автобусов традиционно была компания Büssing, полвека назад поглощённая MAN’ом.

Полный размер

MAN SD200 — самый массовый берлинский двухэтажник в истории. Этот автобус много, много лет служит кассой экскурсий на главной улице Берлина — Унтер ден Линден

По улицам Берлина снуют десятки двухэтажных автобусов: они работают как на регулярных маршрутах, так и на экскурсионных линиях, куда, как правило, попадают после списания из гаражей «Берлингортранса» BVG. У последнего в эксплуатации остались только двухэтажные МАНы последнего поколения — модели A39, или Lion’s City DD. У туристических компаний же служат машины старых типов — начиная от классической модели SD200, которых наделали больше 900 единиц, и заканчивая «предпоследней» моделью ND202, коих сделали сущие крохи — 86 машин — в середине 90-х.

Полный размер
MAN A39 Lion’s City DD — последний МАНовский двухэтажник

Турист, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления и купить билет на обычную автобусную экскурсию — где работают в том числе и старые MAN’ы. Но это не так интересно: машины в подавляющем большинстве значительно переделаны, и ощутимо устали от работы.
Получилось так, что в Берлине нет музея городского транспорта в привычном нам виде — то есть такого, куда можно заявиться в выходной с семьёй, и побродить среди множества экспонатов. Вернее, коллекция автобусов есть, но посетить её можно лишь несколько дней в году… Но это упущение компенсируется затеей куда более любопытной.

Полный размер
Büssing DE71, 1972

Вот уже 20 лет — с апреля 2000 года — на берлинском городском маршруте 218 работают музейные автобусы — и делают они это на общих основаниях с обычными! В музейных автобусах 218 маршрута действуют все возможные городские билеты, включая безлимитные: то есть с суточным проездным нарезать круги на нём можно целый день, и никто не будет иметь ничего против.
Самое интересное: эти ретромашины не принадлежат BVG, которое контролирует маршрут: коллекционные автобусы собирает и восстанавливает объединение Traditionsbus GmbH. На маршрут 218 они выходят по договору субподряда: перевозки в городе устроены так, что исполнителю идёт не выручка от проданных билетов, а оплата за выполнение рейсов и соблюдение графика — вне зависимости от того, сколько человек он перевёз (на самом деле, перевезённые тушки даже не очень-то считают).

Полный размер

В один из дней в Берлине мне выпал настоящий джек-пот: на 218 маршрут выдали двухэтажный автобус Büssing DE71 1972 года постройки. 20 лет назад пара древних двухэтажных «Бюссингов» и открывала музейную линию 218. Эти машины, первоначально работавшие в Берлине, объединение Traditionsbus выкупило под восстановление у парка развлечений «Фантазиаланд» под Кёльном. Ныне ископаемые «Бюссинги» выходят на линию 218 нечасто — машины уже слишком возрастные — и уступили место на линии более молодым собратьям. Интересно, что рекламный окрас на этой машине — не только не случаен, но и нанесён со вполне практичной целью: чтобы две одинаковые машины в коллекции Traditionsbus не оказались полными клонами друг друга.

Полный размер

Немецкий дедушка в кадре — сотрудник Traditionsbus, сопровождавший »Бюссинг» на линии. Внимание на рекламный плакат в салоне (=

Наш герой построен кузовной мануфактурой Gaubschat, которая выпускала и последующие двухэтажные автобусы для Берлина. Но все эмблемы — только «Бюссинга», от поставщика исходного шасси-заготовки. Кстати, дотошные немцы сохранили все даты его жизненного пути: в гаражи BVG машина пришла 28 января 1972-го, послужила первые 8 лет в автопарке на Градештрассе, а последние 4 — в другом автопарке, на Цицероштрассе. Из эксплуатации в Берлине машина была выведена 21 декабря 1984-го. А 14 августа 2001-го Бюссинг вернулся в Берлин из затяжной «командировки».

Полный размер

Средняя дверь у Бюссинга перегорожена турникетом. Тут заметно, что высота пола здесь — всего в одну ступень: это сделано для того, чтобы хоть как-то вписать двухэтажный автобус в дорожный габарит

Автобусы на 218 работают разные: они сменяют друг друга раз в пару дней. На маршрут могут выдать как древний «Бюссинг», так и МАН из девяностых; может выйти двухэтажник, а может — обыкновенный Мерседес О305 в один этаж ростом. Некая негласная система в их сменяемости есть, но принимать её во внимание бессмысленно: график выхода машин зависит в том числе от того, какая из них нуждается в ремонте больше других.

Полный размер
Второй этаж

В этом «Бюссинге» мотор всего в 156 сил мощностью: поэтому в горку древний доппельдеккер заползает с ощутимым трудом. Он оснащён так называемым «унтерфлюр-дизелем», горизонтальником, установленным под полом. Горизонтальный дизель — это эдакая «половинка оппозитника», лежащая на боку — довольно экзотическая конструкция, задуманная для того, чтобы компактно разместить двигатель под полом автобуса или под кабиной грузовика.
В своё время именно эти моторы по лицензии освоили в Венгрии, когда MAN продал туда лицензию и документацию на выпуск «подпольных» дизелей. Именно клон немецкого «унтерфлюра» от Бюссинга, выпускаемый заводом Rába, на долгие десятилетия стал основным мотором для привычного нам «Икаруса»

Полный размер
Лестница на второй этаж

Линия 218 начинается у станции S-bahn (городской электрички) Messe Nord, рядом с западноберлинской телебашней Funkturm и центральным автовокзалом. Маршрут соединяет между собой несколько станций метро и городской электрички, но через несколько районов города, автобус ныряет в «курортную зону» Берлина — в Грюневальд (Зелёный Лес), и следует к «Павлиньему острову», к памятнику природы, куда берлинцы съезжаются для отдыха на открытом воздухе и вдали от городской суматохи. Узкая лента шоссе долго-долго проходит через лес; всего круг по маршруту составляет около двух часов — по часу в каждую сторону.

Полный размер
Эмблему с царём зверей MAN присвоил себе после поглощения Бюссинга

Бортовые номера — а вместе с ними и государственные — Traditionsbus присваивает не произвольно: именно под этими бортами музейные машины ходили по Берлину в первой жизни. С госномерами история чуточку сложнее: за BVG закреплена серия B-V xxxx, где на месте хххх — тот же гаражный номер; а так как Traditionsbus — не BVG, они подбирают похожую комбинацию, где вторая буква — не V, а, допустим, Y.

Полный размер
Вид с VIP-мест на втором этаже

Естественно, проезд стоя на втором этаже запрещён. Более того, он попросту неудобен — ходить там можно только пригнувшись. Но на линии 218 этой проблемы практически не стоит: здесь немноголюдно, и свободное место найдётся для каждого.

Полный размер

Эта компактная тумбочка на полу — окошко перископической системы зеркал, при помощи которой водитель может наблюдать за происходящим на втором этаже

В «Бюссинге» нет никакого автоматического информатора. Все остановки водитель объявляет самостоятельно, голосом через микрофон — даже если в салоне практически никого нет. Так положено.

Полный размер

Кабина водителя Бюссинга. На кассе можно приметить билеты — совершенно обычные, действующие во всём транспорте Берлина и окрестных городов

В случае, если ретро-автобус сходит с дистанции по техническим причинам, BVG оперативно выдаёт туда резервный автобус — естественно, уже обычный, современный.

Полный размер
Разъезд со встречным автобусом на узком шоссе — задача нетривиальная

А для любителей видеоформата — снял небольшой ролик о том, как Бюссинг гоняет по местным горкам:

На маршруте 218 заложено всего одно расписание: то есть там всегда нарезает круги только одна машина. На остановках указано, что, де, маршрут непростой, работают там исторические машины, и вы со своей коляской можете жёстко обломаться.

Полный размер

Госномер с буквой H на конце даёт право забивать на экологические ограничения: это учёт классического автомобиля, прошедшего соответствующую экспертизу

Из-за экологических ограничений на въезд автотранспорта в центр Берлина автобусы Traditionsbus перерегистрированы в «классический» учёт с буквой H на конце. Для такой регистрации в Германии следует пройти экспертизу, которая подтвердит, что машина сохранена в аутентичном состоянии и с оригинальными агрегатами. «Классический» учёт даёт некоторые льготы не только по экоклассу, но и по техосмотру и налогам. Кстати, нечто подобное пытаются внедрить и в России — вот только никаких льгот для обладателей таких номеров пока придумать не смогли.

Полный размер
MAN SD202, 1986

В другой день по 218 маршруту прибыл экспонат помоложе — MAN SD202 1986 года постройки с кузовом от мануфактуры Waggon Union. Окрас — аутентичный для Берлина времён его поступления: ярко-жёлтый цвет для местных автобусов ввели только в девяностые годы.

Полный размер
Внимание на рекламу!

Реклама — вполне аутентичная: именно с ней наш герой гонял по берлинским городским маршрутам в середине девяностых годов. Раньше такая же встречалась и на современных MAN’ах, работающих в BVG — но в этот приезд я такого явления не застал.
Местные говорят, что марка беленькой — не привет от первого и последнего президента СССР, а стародавняя открытка от белоэмигрантов. Но следует отметить: сам Михаил Сергеевич настолько популярен и уважаем в объединённой Германии, что явно внёс свою лепту в популярность сего напитка — оный есть буквально в каждом местном магазине. И да, немцы не стесняются рекламировать алкоголь как угодно — особенно меня позабавила реклама Ягермайстера по местному центральному ТВ.

Полный размер
Первый этаж

Вернёмся к МАНу. Этот экземпляр отобрали в гараже BVG как лучший по сохранности из представителей раннего выпуска SD202, когда эти машины выводили из эксплуатации. Прошло уже немало лет, но следует отметить его образцовую сохранность!

Полный размер

В парк BVG этот SD202 поступил 17 марта 1987 года. За годы эксплуатации он погулял чуть ли не по всем автобусным гаражам Берлина: на Винфридштрассе, потом в Шпандау, Мюллерштрассе, Градештрассе и на Индира-Ганди штрассе. Карьеру линейного автобуса он завершил 7 октября 2004 года, а с 2015 по 2018 год автобус проходил комплексную реставрацию силами Traditionsbus и Fa.Omsa. С 2019 года он работает собой — в первую очередь, на линии 218.

Полный размер
Второй этаж

В этот день погода уже была хорошей, и получилось в полной мере насладиться видовыми местами — на втором этаже, спереди. Тем более, что в предпраздничный день берлинцы были заняты другими делами, и людей было немного.

Полный размер

Где-то в городе. Тумбочка в углу — та же перископическая система наблюдения за вторым этажом с места водителя

Особенно забавно наблюдать сверху за легковыми автомобилями, которые проплывают где-то внизу. Правда, по первости это довольно тревожно: кажется, что автобус вот-вот раздушит кого-нибудь…))

Полный размер

На ретро-автобусах по 218 маршруту работают лучшие из лучших — многоопытные немецкие дедушки, дружелюбные, спокойные, аки удавы, и знающие свою работу до абсолютного автоматизма. Работа на такой машине — труд ещё более ответственный, чем на обычном автобусе. Пилоты рады каждому пассажиру: линия 218 тихая и спокойная, в рабочие дни и в плохую погоду людей на ней совсем мало — но это не мешает им работать стабильно и надёжно.

Полный размер
На Павлиньем острове тихо и хорошо

Сами немцы пишут, что ежегодные пробеги по маршруту 218 составляют 90 тысяч километров, а обеспечить его стабильную работу для них — и миссия, и ответственность. Машины, всё-таки, не новые — и требующие особого отношения и подхода. Но не могу не отметить: у них всё получается!

Полный размер

На всех остальных маршрутах BVG пока работают двухэтажные автобусы MAN последнего поколения: это модель Lion’s City DD, выпускавшаяся совместно с местными транспортниками (её локально дособирали на месте, уже в Берлине).

Полный размер
MAN A39 Lion’s City DD

Немцы, когда-то владевшие секретом создания лучших в мире автобусов, его утратили: MAN потерял техническую возможность производить такие машины, поэтому их поставки в Берлин давно прекратились. Причина тому — закрытие автобусных производств концерна в Германии, и их перенос в Польшу и Турцию.

Полный размер
Первый этаж

Полный размер
Лестница. За решёткой упакован мотор и кондиционер

С уже выпущенными машинами дела уже не очень: их активно выводят из эксплуатации, распродают и утилизируют. Основная причина для этого — даже не моральное устаревание и износ, а серьёзные проблемы с коррозией силовых элементов кузова. Ссылаются, в первую очередь, на проблемы локальной досборки… Кстати, одну такую машину Traditionsbus GmbH уже приобрели в свою коллекцию.

Полный размер
Второй этаж

Полный размер
Вид с лучших зрительских мест

Полный размер
Увы-увы, это — обычное для этих мест явление

Нового поставщика двухэтажников для Берлина искали долго: присматривались к двухэтажной Скании, голландскому VDL, так и не вышедшему из штучных тиражей немецкому Viseon… Но в итоге новый крупный заказ, после долгих поисков, BVG отдал… британцам: машины построит шотландская компания Alexander Dennis, а выглядеть они будут примерно так (на видео машина для Швейцарии). В общем, причудливый британский double-decker таки смог уложить немецкий doppeldecker на обе лопатки — как бы это ни было алогично и странно.

Многие наши автобусные энтузиасты, как в Москве, так и в Петербурге, лелеют мечту организовать подобный маршрут на музейных автобусах и в России. Пока что даже есть, кому этим заниматься — и главное, на чём. А вот сбудется ли эта мечта когда-либо на нашей земле? Верится в это, по меньшей мере, с трудом: такой маршрут должен быть нужен не только им. В нашей стране «старый автобус» пока значит «ржавый, опасный гроб на колёсах» — что, конечно, неправда.

Помимо маршрутной работы, Traditionsbus работает и в заказных перевозках: на ретро-автобусах из коллекции берлинцы организуют экскурсии и праздники. Так что поезжайте в Берлин, на станцию Messe Nord: там, как минимум, покажут класс, какими должны быть старые автобусы на самом деле.

В связи с последними событиями, «музейный» маршрут 218 закрыт до особого распоряжения городских властей. Временно автобусы Traditionsbus GmbH работают на маршруте 181, но они обязательно вернутся на 218, когда всё закончится. И о хорошем: вот так выглядит рекламный буклет, выпущенный специально для 218 маршрута силами BVG&

И на этом у меня на сегодня всё. Традиционно: до встречи на следующей остановке!

P.S.: напоминаю, что у нас есть специальный ретро-автобусный Телеграм-канал (=

Источник: www.drive2.ru

Чур я на втором!

Они стали символом Лондона, изменили представление о городских экскурсиях и показали, что даже длинные автодорожные переезды могут быть комфортабельными. Сегодня мы впоминаем самых удивительных представителей рода многоэтажных автобусов. Не все они такими сошли с конвейера, но разве это важно?

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
Листай дальше, еще много интересного
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
Листай дальше, еще много интересного

Fiat 412 Bipiano Aerfer VE.111
Готовы поспорить – вы не так уж часто встречаете двухэтажные автобусы Fiat. Тем более такие очаровательные, как этот, с круто покатой крышей сзади. Кузов был изготовлен компанией Aerfer – той самой, которая делала самолеты. Автобус, который иногда называют «Metropol» был достаточно популярен в Риме в 60-е, а сейчас встречается гораздо реже.

Комментировать

Новости партнёров

motor.ru, 2023 г. 18+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Источник: motor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...