Рутмастер (Routemaster) — тип двухэтажного автобуса (Даблдекер), созданный в 1954 году компанией AEC и переданный в Лондон с 8 февраля 1956 года по 9 декабря 2005 года. За это время «Рутмастер» стал символом Лондона и, возможно, самым узнаваемым автобусом в мире. В переводе Routemaster звучит как Хозяин дорог.
«Рутмастеры» первой серии вводились в строй с 1959 года для замены троллейбусов. Этот процесс полностью завершился к маю 1962 года. Последующие серии «Рутмастеров» приходили на смену более старым моделям автобусов AEC Regent, Leyland Titan RTL и RTW. Последний «Рутмастер» приступил к работе на лондонских улицах в 1968 году.
Автобусы первой серии имели длину в 8,4 метра (27 футов и шесть дюймов), более поздние «Рутмастеры» были длиннее — 9 метров (30 футов).
Автобус завоевал огромную популярность среди лондонцев и гостей британской столицы. Причиной этому была особенность конструкции автобуса — открытая платформа сзади, через которую осуществлялся вход и выход в автобус. Дверей автобус не имел. Открытая платформа позволяла быстро выходить и входить в автобус, при этом не только на остановках, но также и при стоянии на перекрёстке или в пробке. Некоторые даже считают, что эта возможность свободно выходить и заходить соответствовала английскому духу свободы.
Почему автобусы и телефонные будки в Лондоне красного цвета?
Так как вход в автобус осуществлялся сзади, то водитель не мог продавать пассажирам билеты как на других автобусах, в которых вход осуществлялся через переднюю дверь, поэтому экипаж «Рутмастера» состоял из двух человек — водителя и кондуктора. Если другие автобусы стояли на остановке до тех пор, пока водитель не «обилечивал» всех пассажиров, то «Рутмастеры» не страдали от таких задержек, так как кондуктор мог продавать билеты во время поездки.
Источник: solomatin.me
КРАСНЫЙ ЛОНДОНСКИЙ АВТОБУС
Краснобокие даблдекеры стали такими же символами британской столицы, как Тауэр и Биг Бэн.
«Бежит, подбрасывая груз, за автобусом автобус. Качаются на крыше плакаты и афиши. Кондуктор с лестницы кричит: «Конец маршрута Бобкин Стрит». Кто ни помнит с детства это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака о «почтальоне с толстой сумкой на ремне». В Лондоне почтарю тоже не удалось отыскать адресата, нет здесь никакой «Бобкин Стрит».
И потом англичане говорят «бас» без всякой приставки «авто». И вообще вначале был «омнибус», что по латыни значит «общий» — запряженный тройкой першеронов дилижанс, следующий по заданному городскому маршруту.
Английский писатель Джек Дэй утверждал, будто еще 18 марта 1662 года выдающийся физик Паскаль предложил французскому королю Людовику Четырнадцатому образовать в Париже движение экипажей по определенному маршруту за фиксированную плату.
А 18 февраля 1772 года в Лондоне многоместные экипажи начали курсировать между вокзалами «Чаринг-кросс» и зданием Королевской Биржи.
Двухэтажный красный автобус с открытым верхом. Double-decker red bus.
И все же их еще не называли ни басами ни омнибусами. Летопись донесла до нас имя Станисласа Бодри, первым запустившего регулярное омнибусное сообщение в Париже в 1828 году. Начал он после удачного опыта в Нанте. Партнером предпринимателя выступил некий месье Омне, владелец магазина с вывеской «Омнис омнибус». Отсюда считается и возникло название нового общественного транспорта.
Как видим, отнюдь не англичане были законодателями в области транспортных инициатив. Основатель лондонского омнибусного сообщения каретник Джон Шиллибир все подсмотрел у французов. Ему предстояло еще и преодолеть мощное сопротивление владельцев кэбов, тех самых, на которых разъезжали Ливанов и Соломин в «Приключениях Шерлока Холмса».
Кстати, тут необходимо сделать еще одну поправку. То, что в нашем представлении зовется кэбом, во времена Королевы Елизаветы Второй, лондонцы именовали «хэкни». Это совершенно определенного вида экипаж, в котором извозчик восседает позади салона высоко над дорогой.
Когда-нибудь мы подробней расскажем о хэкни, но сейчас представим, как непросто было мистеру Шиллибиру бороться с извозчичей мафией.
Те большие и громоздкие кареты, что уже курсировали между городами Великобритании или в лондонских предместьях, не могли въезжать за камни, то есть в ограниченную каменными указателями центральную часть Лондона. Там царствовали кэбы.
А хитрый Шиллибир построил два двадцатиместных омнибуса и пустил их по маршруту, огибающему каменную границу. Произошло это 4 июля 1829 года. Проезд стоил пять пенсов. Когда-то и в московских автобусах за проезд из конца в конец города брали пятачок.
В Лондоне эпохи Королевы Виктории и Джека Потрошителя плата тоже взималась вне зависимости от того, как далеко направлялся пассажир.
И слава Богу, что в Великобритании удалось решить все споры между транспортниками без смертоубийства. В 1831 году Парламент принял «Хэкни-коч Акт», прервавший монополию кэбов на заезд в центральную часть Лондона.
Новый вид транспорта начал стремительно развиваться, а Шиллибир прославился, хотя так и не приобрел ни престижной приставки Сэр к фамилии, ни состояния. После себя он оставил только долги.
Жаль, что ни один из омнибусов Шиллибира не дошел до нас, хотя есть неплохая копия. А вот следующие конные экипажи лондонцам удалось сохранить, и они уже двухэтажные.
Появление второго этажа связано не только да и не столько с желанием получить одновременно вместительный и маневренный экипаж для тесных городских улиц, сколько с налогами. В Англии налоговое ведомство трудилось с «огоньком». Достаточно вспомнить первопричину выведения низкорослых собак, которых прозвали «таксами» из-за минимального налога на них.
Применительно к городскому транспорту налогом облагалось число лошадей. Пара животин с трудом тянула громоздкий экипаж. Поэтому первые омнибусы запрягали на французский манер тройками, за что приходилось доплачивать налоговому ведомству.
Появившиеся в середине 19 века даблдекеры решили эту проблему. Их кузов был короче, а значит и легче. Конечно, при этом сократилось число мест. Но лишних пассажиров пересадили на крышу, почти не утяжелив экипаж.
Впрочем, даже на фотографиях тех времен, лошади, впряженные в омнибусы, смотрят на мир понуро.
Наверное, ехать наверху было страшновато. Залезать туда по кривым лесенкам неудобно. Чтобы это понять, надо непременно проехаться на втором этаже современного лондонского баса.
Но со всеми неудобствами приходилось мириться. Ведь, как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Тем более, что хоть и легкомысленный, но все-таки поручень страховал незадачливых пассажиров от падения с крыши. Владельцы быстро придумали, как его можно было использовать. Стали развешивать рекламные щиты, чтобы еще немного заработать.
По расположению скамеек на верхнем этаже лондонцы прозвали первые конные даблдекеры «разделочными досками», если сидения располагались вдоль спинка-к-спинке, или «садовыми скамейками, если лавки стояли поперек.
Гордые за свой общественный транспорт англичане стараются не вспоминать, что даже окраской лондонские автобусы подражали парижским.
Единая транспортная контора была создана в Париже в 1855 году, а ее лондонский аналог появился через год. И была эта компания филиалом французской.
Одно из первых депо размещалось на Бейкер Стрит, недалеко от квартиры Шерлока Холмса.
Восхитительно выглядел такой омнибус. Желтые колеса, желтая же рама с аккуратно нарисованными окантовками темно зеленого цвета и желто-вишневый кузов.
Долго ездили по Лондону конные омнибусы, но осенью 1902 года на линию вышел первый бас с бензиновым двигателем. Машину с двенадцатисильным мотором Daimler приобрела одна из транспортных контор.
Конкуренты дрогнули. И тотчас другая контора оснастила конный омнибус паровой машиной.
Почувствовав в какую сторону дует ветер, Генеральная лондонская транспортная компания стала лихорадочно скупать автобусы у всех производителей. Среди них были французские Darracq и De Dion Buton, германский Bussing и Orion, британский Wolseley.
Соперничество усиливалось, но начался период монополизации. Пройдет совсем немного времени, и Генеральная лондонская транспортная компания победит конкурентов и сменит вывеску на «Лондон транспорт».
Автобус начнет активно вытеснять с улиц другие виды транспорта. В 1952 году в Лондоне исчезнет трамвай, а через десять лет и троллейбус. Таким образом даблдекер докажет горожанам свою полную состоятельность. О противостоянии же лондонских транспортников были написаны книги.
Постепенно сформировался и единый облик лондонского автобуса. Для лучшей устойчивости пол опускали все ниже и ниже. И его стремился догнать потолок. Внутри эти автобусы стали походить на квартиры-хрущевки.
Переполненному даблдекеру по правилам полагается выдерживать боковой наклон в тридцать градусов.
Самой сложной была проблема, куда девать двигатель. Его продвигали вперед, смещали влево, пробовали приладить к правому боку и опустить под пол.
Лондон позже других мегаполисов мира принял автобусы с заднемоторной схемой. Приверженность британцев традициям порой приобретает болезненные формы. Сзади непременно должна быть открытая площадка, на которую, если помните, лихо вспрыгивал на ходу герой Игоря Костолевского в фильме «Тегеран 43». То был кстати, знаменитый автобус RM Type.
По начальным буквам ему первому из даблдекеров присвоили официальное имя «Roadmaster». Такие и сегодня еще курсируют по Лондону, катая туристов, но уже не с чадящими английскими дизелями, а с экологически чистыми моторами «Scania».
И уже окончательным подрывом британских устоев стало появление на стритах и скверах китайских гибридных автобусов.
Источник: autoassa.ru
Лондонский автобус — обзор, исторические факты, маршруты и отзывы
Лондонский автобус является вторым по популярности общественным видом транспорта в британской столице. Первое место он уступает метрополитену, поскольку подземка не знает слова «пробки». За сто лет своего существования даблдекер, помимо средства передвижения, стал для Лондона одной из незаменимых визитных карточек.
Компания London Buses
Данное подразделение публично-правовой корпорации Transport for London несет ответственность за предоставленные услуги общественного транспорта лондонцам и жителям близлежащих графств. Компания London Buses управляет действующими маршрутами и созданием новых, автостанциями, остановками, а также наблюдает за качеством обслуживания. Ежегодно автобусами, метро и прочими видами транспорта в Лондоне пользуется около двух миллиардов человек.
Путешественники критиковали город за фактическое отсутствие общественного транспорта. Но за.
История производства
Наверняка многие знают, как называется лондонский автобус. Современный английский термин «даблдекер» в переводе означает «двухэтажный». В 1911 году был сконструирован первый автобус LGOC B-type. Его кузов и шасси были деревянными, а второй этаж — открытым. Спустя 10 лет на смену ему пришел NS-Type.
Второй этаж нового автобуса был тоже открытым, как и у предыдущей модели.
В 1925 году был введен запрет на общественный транспорт без крыш, в связи с чем почти две тысячи выпущенных ранее экземпляров были подвержены модификации. До Второй мировой войны по Лондону курсировали одноэтажные автобусы LT class, которые перевозили такое же количество пассажиров, как и двухэтажные.
Пикадилли – площадь, на которую ведут все крупные лондонские дороги. Здесь есть несколько.
Роутмастер, символ Лондона, работал на линиях с 1956 по 2005 год включительно. Внешний и внутренний вид автобуса со временем менялся, его постоянно совершенствовали под нужды пассажиров. Низкопольный роутмастер был создан для пожилых людей и инвалидов. Позже лондонские двухэтажные автобусы переделывались под управление одним человеком – водителем.
В 2005 году работа роутмастеров на маршрутах была прекращена. Это событие общество восприняло как акт вандализма, поскольку данный вид транспорта стал неотъемлемой частью культуры Англии.
Роутмастер сегодня
На момент прекращения работы данной модели автобусов этих машин насчитывалось более 500 штук. Списанные роутмастеры до сих пор продаются всем желающим. Цена автобуса составляет около 10 тысяч английских фунтов. Пять машин находятся в лондонском музее общественного транспорта. Многие роутмастеры возят гостей столицы во время экскурсий.
В Лондоне существует клуб Routemaster Association, в который входят владельцы данной марки автобусов. Целью организации является просветительская работа об этой технике, а также поддерживание связей с поставщиками запасных частей.
Символ британской столицы – даблдекер
На сегодняшний день по Лондону курсирует 8 тысяч красных автобусов. Даблдекер имеет гибридную схему и дизельный двигатель на 4,5 литра. Два задних колеса вращаются за счет электродвигателя с литий-ионными батареями. Интересен тот факт, что внешне даблдекер практически ничем не отличается от своего предшественника. Однако современный автобус имеет дополнительную дверь и лестницу на второй этаж.
Схема лондонского метро состоит из 270 станций, 11 линий, общая длина которых равняется 402.
Для проезда на даблдекере необходимо заранее приобрести билет или воспользоваться Oyster card, поскольку в салоне услуги кондуктора не предусмотрены. Между этажами автобуса есть табло, на котором желтым цветом написано направление движения и номер автобуса. В столице существуют специально оборудованные остановки (разметка на дороге с надписью «Bus stop»). Кроме того, водитель по требованию пассажиров может высадить их в удобном для них месте.
Отзывы о поездках
Как жители Лондона, так и гости города хорошо отзываются о данном виде транспорта. Большинство людей отмечают преобладающий комфорт поездок на втором этаже автобуса. По мнению пассажиров, там много дневного света и свежего воздуха. На первом этаже даблдекера потолок ниже, чем на втором. Это создает ощущение тесноты.
Кресла очень удобные. Они обтянуты материей и напоминают офисные стулья. Каждое пассажирское место имеет поручень с кнопкой для выхода на остановке по требованию. Расстояние между креслами довольно широкое. Водители даблдекеров – это вежливые, опрятно одетые люди.
Многие салоны оснащены камерами видеонаблюдения.
Скорость двухэтажных автобусов небольшая. Это связано с внушительным размером машины и с обилием другого транспорта на дорогах. Поэтому если вы торопитесь – воспользуйтесь метрополитеном, в остальном лондонский красный автобус – идеальный вариант, поскольку проезд на нем будет все же быстрее пешей прогулки.
Экскурсии на даблдекере от Big Bus Company
Путешествие, организованное данной компанией – прекрасное решение для осмотра британской столицы за 48 часов. Покупая билет через интернет, вы экономите 10 фунтов. Стоимость самого путешествия составляет около 30 английских фунтов. Одновременно дневной и ночной тур включает в себя поездку на катере по Темзе и пешие прогулки. В автобусе вас встретит приветливый персонаж.
В двухэтажном даблдекере на синем маршруте имеется аудиогид для русскоговорящих гостей. За время путешествия вы узнаете много захватывающих рассказов с историческими деталями. Из окон автобуса открывается прекрасный вид на величественный Лондон.
Познавательные маршруты лондонских автобусов
Рейс номер 15 от Трафальгарской площади, едущий через Стрэнд и Олдвич до Тауэрского моста, и маршрут под номером 9 от Альберт-холла выполняются на полюбившемся всеми лондонцами роутмастере. Проезд составляет такую же сумму, как и путешествие на современном даблдекере, поэтому горожане часто используют его в качестве повседневных поездок на работу.
74-й маршрут отправляется от станции метро Putney Bridge у дворца Фулем. Автобус проезжает мимо музеев и особняков Кенсингтона, отеля Dorchester и универмага Harrods. Далее направляется по Гайд-парку к конечной остановке рядом с музеем мадам Тюссо и квартирой Шерлока Холмса на Бейкер-стрит.
Путь 24-го маршрута начинается в необычайно ярком районе Лондона под названием Camden Town, на территории которого расположены рестораны, бары и этнический рынок. Поездка на лондонском автобусе совершается через Трафальгарскую площадь, Вест-Энд, здание Королевской гвардии, Биг Бен и Вестминстерское аббатство. Конечная станция 24-го маршрута находится у Скотленд-Ярда.
Интересные факты
За историю существования лондонского автобуса он успел во времена Второй мировой войны побывать незаменимым транспортом для перевозки почтовых голубей. Чтобы стать водителем символа столицы, желающие проходят 55-часовой специальный курс обучения. Пассажиры имеют возможность отследить местонахождение интересующего автобуса с помощью интернет-карт, поскольку даблдекеры оснащены GPS-навигатором.
Некоторых волнует вопрос, какого цвета лондонские автобусы были в прошлом? Здесь ответ напрямую зависит от временных рамок. В начале прошлого столетия общественный транспорт был разноцветным, но среди всех цветов преобладал все же синий. Позже этот оттенок был признан нецелесообразным, поскольку в тумане разглядеть его было очень тяжело.
Кстати, по той же причине черный цвет телефонных будок был изменен на красный. Трагический случай произошел 7 июля 2005 года с автобусом Dennis Trident 2. Он был взорван во время серии терактов. Маршрут № 30 стал смертельным для 13 человек.
Не секрет, что Англия всегда была мистической страной. Поэтому не удивительно, что такая участь не обошла стороной и лондонские автобусы. Согласно одной из легенд, на перекрестке улиц Кембридж Гарденс и Сейнт-Маркс-роуд многие видят красный двухэтажный автобус с номером 7. «Очевидцы» утверждают, что он неожиданно появляется и будто растворяется в воздухе. Вероятно, этот мистический рассказ не прижился бы среди прочих легенд Лондона, если бы не тот факт, что именно на этом перекрестке при необъяснимых обстоятельствах произошло много автомобильных аварий.
Источник: autogear.ru