Для большинства обывателей «Ямаха» ассоциируется с синтезаторами, акустикой и мотоциклами. Однако реальное поле деятельности корпорации намного шире. История бренда Yamaha схожа с Rolls Royce, которая, стартовав в одной отрасли, заметно преуспели в других.
Как появился логотип
С момента презентации известный во всем мире логотип «Ямаха» претерпел неоднократные изменения. Чтобы выделиться среди многочисленных производителей музыкальных инструментов, успешно развивающемуся японскому предприятию понадобился символ, который нес информацию о роде деятельности и подчеркивал имидж. С 1898 года отличительным знаком компании Yamaha стала картинка с китайским фениксом, державшим в клюве камертон.
Логотип менял облик параллельно расширению корпорации. В 1927 году иконка лого Yamaha приобрела треугольную форму, внутри появилось изображение трех перекрещенных камертонов. Значение нового знака «Ямаха» трактовалось объединением производства, технологий и маркетинга.
История моторной компании Yamaha. От пианино до мотоциклов.
До принятия современного вида, с 1934-го до начала 60-х прошлого столетия, логотип преображался не менее четырех раз. Фирменный знак Yamaha включал изображение рояля и буквы «М», имел овальную и круглую форму. В конечном результате руководство корпорации остановилось на одном из первых вариантов: белые перекрещенные камертоны на фоне черного круга.
Для многих поклонников «Ямаха» значок означает спицованное мотоциклетное колесо, что совпадает с одним из приоритетных направлений деятельности компании.
Кто основал бренд
Своему появлению и процветанию корпорация обязана Торакусу Ямаха, родившемуся в 1851 году в японской провинции Кии. Следуя стопам отца — астронома клана Кисю — Торакусу увлекся точными науками и механикой. Реставрация Мэйдзи в 1868 году открыла японцам доступ к западным технологиям, что позволило любознательному юноше стать учеником часового мастера из Британии.
Переворотом в судьбе молодого человека была поломка фисгармонии, ремонт которой вдохновил Ямаха на создание музыкальных инструментов. Спустя несколько месяцев слава о мастере разнеслась далеко за пределы провинциального городка, что послужило толчком к созданию компании Nippon Gakki.
В 1889 году его предприятие реализовало 250 фисгармоний. Освоив выпуск ксилофонов, губных гармошек и пианино, компания Nippon Gakki приступила к производству роялей. Изменениям способствовала пятимесячная командировка Торакусу в Соединенные Штаты с посещением лидера фортепианной индустрии Steinway and Sons.
Если создателем компании Nippon Gakki считают Торакусу Ямаха, то основателем бренда Yamaha — Геничи Каваками, который стал первым президентом корпорации после возрождения ее деятельности в 1953 году. Как сторонник прогресса, новый руководитель Nippon Gakki сделал ставку на мир моторов, что отразилось в создании дочернего предприятия Yamaha Motor Company.
История развития компании
После поражения Японии заводы Nippon Gakki Co., Ltd были аннексированы, законсервированы и повторно введены в строй лишь в 1953 году.
Познакомившись с зарубежными технологиями, руководство компании сосредоточилось на выпуске мотоциклов. В 1955 году марка «Ямаха» дебютировала в Японии с моделью YA1, которая из-за нетрадиционной окраски была прозвана «Красной стрекозой». На растущей популярности 125-кубового мотоцикла отразились призовые места, занятые в престижных соревнованиях на выносливость.
Nippon Gakki Co. Ltd разделилась на независимые компании, где за «Ямахой» осталось производство музыкальных инструментов и аппаратуры. История бренда Yamaha Motor с этого момента стала связана с разработкой и производством техники.
В 1960 году «Ямаха Мотор» начала осваивать рынок США, где единственными соперниками ее продукции стали мотоциклы Honda. Через 20 лет, не выдержав конкуренции и санкций, в которых не последнюю роль сыграл Harley Davidson, она покинула американский рынок с большими убытками.
Потерпев поражение в Соединенных Штатах, компания не утратила конкурентоспособности. С середины 60-х годов ее мотоциклы были постоянными участниками Moto GP и престижных ралли, а катера и яхты с двигателями Yamaha побеждали на международных соревнованиях и регатах.
В 1976 году компания привлекла к себе внимание общественности созданием робота дуговой сварки и в дальнейшем делала ставку на внедрение передовых электронных технологий в каждый сегмент выпускаемой продукции.
На протяжении следующих лет Yamaha Motor активно расширяла сотрудничество с зарубежными производителями моторов, авто- и мототехники с последующим поглощением предприятий партнеров. Такая судьба постигла MBK (Франция), India Yamaha Motor (Индия), Minarelli (Италия) и др.
Преуспевая в производстве мотоциклетной техники, катеров и снегоходов, Yamaha Motor не выпустила ни одного серийного автомобиля. Свою деятельность в автопроме компания ограничивает партнерством с участниками соревнований, поставкой двигателей и созданием концептов. После токийского автосалона 2019 года руководство «Ямаха Мотор» объявило о полном сворачивании автомобильной программы.
На сегодняшний день компания Yamaha представлена пятью подразделениями:
- Motorcycles — мотоциклы и велосипеды;
- Marine — плавсредства, навесные моторы;
- Power Products — вездеходы, снегоходы, коммунальная техника, машины для гольфа, электрогенераторы;
- Industrial Machinery and Robot — роботизированное оборудование для производства и робототехника;
- Other Products — моторы для различных нужд.
По количеству выпускаемой продукции бренд Yamaha Motor уступает лишь «Хонде».
Цели компании
После кризиса японского фондового рынка в 1990 году руководство Yamaha Motor отказалось от амбициозной политики, наносящей ущерб не только конкурентам, но и себе. Нынешняя философия компании подчинена «Кандо» («Дорога к счастью и радости»). Главная цель такова: выпускаемая продукция должна нести людям удовлетворение, удовольствие от использования новой вещи или предмета, за которыми они захотят обратиться к производителю снова и снова.
Известные модели и цены на них
Помимо «Красной стрекозы» (YA1) к наиболее известным моделям мотоциклов японского производителя относятся:
- XT500 (1975) — победитель ралли «Париж —Дакар» 1979 года. Цена (б/у) $5,4-19 тыс.;
- V-Max 1200 (1985) — высокая мощность, оригинальный дизайн. Цена (б/у) $5-21 тыс.;
- GTS1000 (1992) — регулируемая подвеска, информативная приборная панель;
- YZF-R6 (2006) — первый мотоцикл с электронно-управляемой дроссельной заслонкой. Цена от $15 тыс.;
- XT1200Z Super Tenere (2011) — главный конкурент BMW в туристическом классе. Цена $6,8-14,9 тыс.;
- NIKEN GT Sport Tourer (2018) — трицикл, которому нет равных по комфорту и безопасности. Цена от $17,3 тыс.
Компания Yamaha Motor следует традициям, заложенным Торакусу Ямаха. Ее мотоциклы постоянно фигурируют в рейтингах «лучших», а их цена часто оказывается ниже, чем у «одноклассников» других производителей.