— Я тоже видел этот сюжет и, конечно, был рад: мы не избалованы такими публичными историями, хотя благодарят нас многие из тех, кто прошел курсы,- говорит зам. директора «Шанса» Илья Лишанский.
— Вы беретесь из любого «чайника» сделать классного водителя?
— Мы даем человеку знания и навыки, необходимые для безаварийного управления автомобилем. Только не надо нас путать с обычной автошколой: мы не обучаем тех, кто вообще не умеет водить машину и не имеет «прав».
«Шанс» занимается только с теми, у кого водительский стаж не менее года. Человек должен сам почувствовать, что не может управлять автомобилем в каких-то ситуациях, теряется, боится ездить, скажем, зимой, или пересел, допустим, с заднеприводного на переднеприводный автомобиль. Мы занимаемся с теми, кому действительно нужна наша помощь.
Для начала выясняем, что именно клиенту необходимо, и каков стаж вождения. Если он невелик, предлагаем пройти летние курсы, если 5 — 7 лет — осенние, если 8 -10 лет и больше — зимняя подготовка на льду. Разумеется, это весьма условное деление. Все зависит от индивидуальных способностей. Наш инструктор предлагает выполнить несколько упражнений и быстро выясняет, насколько хорошо человек владеет машиной и чему надо подучиться.
Можно ли накликать беду? Как этого избежать?
Бывает и так, что записавшийся, допустим, на осенние курсы после пары занятий показывает отличные результаты, и дальше заниматься с ним не имеет смысла. Тогда мы либо возвращаем деньги, либо предлагаем оставшиеся занятия провести на льду.
— Какое время занимает обучение, и сколько стоят курсы?
— Курс включает семь занятий по два часа. Желательно заниматься каждый день, кроме воскресенья и субботы, в любое время с 8 до 20 часов.
— И этого достаточно?
— Вполне. Это подтверждает наш пятилетний опыт. Семи индивидуальных занятий вполне достаточно для того, чтобы водитель научился основному, получил все нужные знания. У нас к концу спортивного курса человек совершенно спокойно проходит на машине круг в заносе. Что касается цены, то контраварийные курсы стоят $385, а курсы специальной или спортивной подготовки — около $600.
— А может ли человек, считающий себя асом, пройти сразу спортивную подготовку?
— Второй, как мы его называем, курс без прохождения первого не имеет смысла. Причем перед повторным обучением должно пройти хотя бы полгода.
— Кто же ваши основные клиенты?
— Очень много женщин — почти 65 % из всех обучающихся. Как правило, следом приходят мужья, которые видят, насколько лучше и увереннее стала управлять автомобилем их «слабая» половина. А вообще к нам приходят самые разные люди, в том числе водители-профессионалы с многолетним стажем. Всем есть чему учиться. Некоторые обучаются повторно: скажем, раньше он прошел подготовку на переднеприводном автомобиле, а теперь пересел на «Mercedes»; или есть желание освоить спортивную езду.
— она необходима, скажем, телохранителям или водителям машин сопровождения.
— Кто и на каких машинах проводит обучение?
— У нас работают опытные инструкторы-спортсмены, испытатели. Вот их-то нам, к сожалению, не хватает. А машины у нас разные.
— Со вторым комплектом педалей?
— Вовсе нет. Больше того, чаще инструктора вообще нет рядом с обучаемым. Он поддерживает с ним связь по радиофону, наблюдая за действиями клиента со стороны и корректируя их. Словом, у нас свои методики обучения, учитывающие ряд факторов, в том числе психологических.
— Вы, вероятно, исповедуете принцип: нет отчаянных ситуаций, есть отчаявшиеся люди?
— Пожалуй. Знаете, мы говорим клиенту: «Дай Бог, чтобы вам это не понадобилось, но если понадобится, мы хотим, чтобы вы остались живы и невредимы».