Время от времени появляется в автомобильных странах информация о попытках создать чистый двигатель, т. е. такой, который удовлетворял бы требованиям экологической чистоты выхлопных газов. В наше время это задача более трудная, чем создание целого автомобиля. Ведь требования к двигателю очень высоки. В Европе, например, такими поисками озабочены все фирмы.
Чехословацкое предприятие «Шкода», например, решает эту проблему в сотрудничестве с итальянским ФИАТом. Речь идет о совместных разработках моторов на основе перспективного семейства силовых агрегатов «Фастер». Существует множество и других проектов и разработок, часть которых можно было увидеть уже воплощенными в живых конструкциях в 1989 г. на автомобильном салоне в Токио.
Кстати, там был представлен и наш экологически чистый автомобиль — КОМПАКТ, созданный конструкторами НАМИ. Но о его серийном производстве не идет речь. Это перспективный образец, в котором собраны многие современные технические решения.
Итак, экологически чистый автомобиль — прежде всего чистый двигатель. И тут каких только ни предлагалось решений за последние 20 лет! Поиски шли и в направлении изменения конструкции мотора, и в подборе альтернативных бензину видов топлива. Одним из решений является электромобиль, идея которого была воплощена в России еще в прошлом веке в электромобиле Романова.
Сегодня этот принцип использован некоторыми автомобильными фирмами, например МЛИ (Германия), в конструкциях машин, работающих на небольших расстояниях. Ведутся такие поиски и у нас.
Что будет, если ОТМЫТЬ КАЖДУЮ ДЕТАЛЬ ДВИГАТЕЛЯ?
Свинцово-кислотные аккумуляторы электромобиля требуют подзарядки примерно через каждые 85-100 км пробега. На это уходит много времени. Если же их делан, из других материалов, то на Земле не хватит запасов этого сырья (свинец или литий), так как срок службы аккумуляторов слишком мал.
Но даже если бы решилась эта проблема, то энергетический баланс не выдержал бы такого массового потребителя электроэнергии. Встает вопрос и о загазованности при зарядке аккумуляторов, и о взаимодействии электромагнитных нолей. Ученые считают, что пока рано говорить о массовом применении электромобилей. Они успешно работают в сочетании с ДВС на ограниченных перевозках в черте города, например при перевозке малогабаритных товаров на короткие расстояния.
Предлагались и гиромобили, использующие в качестве аккумуляторов энергии вращающиеся маховики. Более перспективными казались в конце 70-х годов так называемые водородные автомобили. Сторонники этого чистого автомобиля использовали обычный двигатель внутреннего сгорания, конструкция которого десятилетиями обкатывается в массовой эксплуатации. При небольшой модернизации, харьковские специалисты приспособили его для работы на бензоводородной смеси.
Среди малотоксичных топлив водород значится как горючее номер один. Почему? При сгорании в воздушной среде он образует воду, которая, конечно, безвредна для окружающей среды. К тому же водород легко текуч, в процессе горения дает большое количество тепловой энергии.