Автомобиль будущего немыслим без автоматизации практически всех рабочих процессов и агрегатов автомобиля на базе электронных систем управления, обеспечивающих существенное снижение расходов топлива, уровней вредных выбросов, повышение надежности, комфортабельности и безопасности автотранспортного средства.
В автомобиле нового века должны быть переконструированы механические узлы с введением в них исполнительных механизмов для автоматического управления. При этом должны быть использованы новые материалы с целью повышения прочности и долговечности узлов, так как при автоматическом управлении частота воздействий исполнительных механизмов на порядок (а то и более) выше, чем в существующей системе «водитель — автомобиль».
Применение последних достижений научно-технического прогресса само по себе еще не гарантирует экологической чистоты конструкции. По мнению В. Н. Луканина, электронизация автомобиля ведет к увеличению напряженности электромагнитных полей, что должно будет заметно сказываться на здоровье водителя и пассажиров. Известно, например, что антиблокировочные системы влияют на психику человека, а микропроцессорные системы управления создают высокочастотное поле внутри салона.
Будущее за гибридами! Обзор — Toyota Prius 20
Специалисты также подчеркивают, что не только интоксикация воздушного бассейна должна быть предотвращена при разработке чистого автомобиля, но и снижены уровни звукового воздействия, электромагнитных и других видов излучений и воздействий на окружающую среду и перевозимых людей.
Сформулировать в общих чертах современное представление об автомобиле XXI в. помогают технические требования к конкурсным проектам. На первом месте среди основных требований здесь стоит количество вредных веществ в отработавших газах при отсутствии специальных устройств снижения токсичных компонентов.