Автобус вольво в10м 1994

Шведская компания Volvo сегодня пользуется уважением у автомобилистов, которые в приоритете оставляют комфорт в автомобилях и безопасность при внештатных ситуациях. Но не стоит забывать, что фирма производит и не менее комфортабельные автобусы. И сегодня на повестке дня автобус, который имел десятки лиц и до недавнего времени пользовался спросом даже в нашей стране – Volvo B10M.

Источник фото: ttransport.ru

Наш герой появился в начале 80х гг. По существу, это модернизация предыдущей модели B58. Рама осталась прежней, однако новая машина заметно выделялась перед своим предшественником, и даже не столько внешним видом, сколько обилием самых разных модификаций. Первое время компания ограничивалась туристическими автобусами:

Источник фото: commons.wikimedia.org

Но позже расширила спектр выпускаемой продукции, и стала также выпускать городские модификации:

Источник фото: ttransport.ru
Источник фото: commons.wikimedia.org

И даже двухэтажный автобус:

Источник фото: commons.m.wikimedia.org

Volvo B10M Engine and Chassis

Все эти машины хорошо шли на экспорт и производились не только в Швеции. Выпуск подобных автобусов наладили даже в Бразилии, а в Великобритании производилась версия нашего героя для левостороннего движения:

Источник фото: commons.wikimedia.org

благодаря его вместимости, а также новому двигателю шведского производства, объемом 9,6 л и мощностью 245 л.с. Он хорошо тянул полный автобус и мог разогнать его до 105 км/ч. Но как по мне, для дабл-декеров и сочлененных машин такой мощности маловато.

Тем не менее, Volvo B10M отлично справился с поставленной задачей, став популярным работягой на маршрутах и экскурсиях. Выпуск этих машин закончился в 2001 г., но они продолжали колесить по дорогам как Европы, так и России. Среди крупных городов нашей страны, где долгое время эксплуатировались подобные машины, можно выделить Ростов-на-Дону:

Источник: dzen.ru

Викинги в предгорьях Кавказа: Volvo B10M

Увлечение ископаемыми автобусами — дело в какой-то степени иррациональное, и кроющее в себе двойное дно: не всякого может обрадовать новость о том, что где-то по улицам бродит автобус из клуба «кому за 30». Но на то я и любитель всевозможной экзотики: тем более, что других больших автобусов на местных линиях давно уж нет, а последняя выжившая машина, выпущенная в далёком 1986 году, уже успела стать живым ретро в деле.
Формально этот автобус, как и все остальные машины в этом посте, зовётся Volvo B10M, но на деле всё сложнее — все они выпущены не заводом Вольво, и вообще сделаны не в Швеции. Впрочем, обо всём по порядку.

Полный размер
2008. Половина имевшихся в Пятигорске Wiima K202 на одном фото

В советскую историю автобусов постоянно не хватало: как заводы не старались, побивая мировые рекорды тиражей, а пассажирские машины всё равно оставались дефицитом. Ещё хуже стало в 90-е: потребность в технике никуда не девалась, а те же заводы, мало того что выпускали порядком возрастные — либо сырые — конструкции, так ещё и дружно встали на колени из-за нестабильности переходной экономики.
Спасением стало то, что с улыбкой называют «еврохламом»: после демонтажа Железного Занавеса в нашу страну хлынуло настоящее цунами подержанных машин, больших и маленьких. В ту пору многие предпочли добротное б/у из-за рубежа технике от отечественного производителя, который успел себя дискредитировать и дышал на ладан.

Полный размер
2010, Пятигорск. Когда-то их было много

Б/у автобусы прибывали на руины Союза из самых разных стран. В западной половине России освоили автобусы из Европы, в первую очередь — немецкие и скандинавские, а те, кто живут за Уралом, распробовали машины из Кореи и Японии. В ту пору в Россию везли буквально всё, что дёшево отдавали на зарубежных барахолках — а иной раз и отдавали даром. Были и необычные явления, начиная от б/у Икарусов со всего восточного блока, и вплоть до французских и итальянских изделий, которые категорически не были способны стабильно работать ещё на родине. А вот у «немцев» и «скандинавов» была более чем достойная репутация: в ту пору местные производители делали машины простые и неприхотливые, с ресурсом, что называется, на века.

Полный размер
2007, село Винсады

Главный водораздел между европейскими автобусами — в их конструкции. Немецкие машины, как правило, подразумевают изделие с несущим кузовом, начинённым агрегатами на одном заводе. Скандинавская автобусная философия же основана на том, что Volvo и Scania выпускали только самоходные шасси для автобуса — то есть раму на колёсах со всеми жизненно необходимыми органами. Всё остальное — забота множества небольших фирм — так называемых кузовных ателье, строящих всю остальную машину под требования конкретных заказчиков на местах. Вплоть до 90-х автобусов в сборе, выпускаемых тем же «Вольво», в принципе не существовало: производитель занимался исключительно самоходными шасси.

Полный размер
Однажды в Пятигорске. 2010

Благодаря двум разным подходам к их постройке и обозначилась специфика применения таких машин в наших широтах. Если «немцы» были машинами более универсальными, но сравнительно требовательными к сервису и дорогам, то «скандинавы» были автобусами, кастомизируемыми под хотелки заказчиков, а бонусом — терпимыми к издевательской эксплуатации, холодному климату и слабой рембазе. В частности, за выносливость и неубиваемость «швебусы» всё ещё нежно любят челноки — да-да, эта профессия в южных широтах всё ещё жива, ездившие по М-4 «Дон» не дадут соврать.

2008, Пятигорск. Три потолочных люка и два горба принудительной вентиляции на крыше — всё, что такая машина может предложить по части принудительной вентиляции. Если присмотреться, то едет она с открытыми дверьми: что поделаешь?

Трудно сказать, какие соображения двигали теми, которые привезли первых «скандинавов» на жаркий Кавказ: думаю, они не очень любили людей. Если без шуток, то одними из первых «скандинавов» распробовали соседи в Ростове-на-Дону: там к началу 00-х так прониклись «еврохламом», в первую очередь — скандинавским, что форсированно, невиданными темпами извели остатки «Икарусов» и других автобусов советского образца.

Полный размер

2011, Пятигорск. Проветривать »финскую сауну» приходилось только так — других способов выкрутиться в жару сильно за 30 попросту не было

Удивительно, но преисполнились скандинавскими автобусами, помимо приграничных северных регионов — Карелии, Мурманской, Архангельской и Ленинградской области, и те, кого совсем в этом списке не ждёшь. Помимо Ростова, где большинство таких машин полегло в недавнюю транспортную реформу, полюбили «швебусы» и в Воронеже, где местная реформа добьёт остатки «еврохлама» этим летом. В Воронеже, к слову, владельцев «скандинавов» принуждали переделывать остекление и внедрять форточки. Много скандинавских автобусов было и в ни разу не холодном Казахстане, где они по-прежнему в цене, а в украинской Полтаве даже ухитрились наладить местную «сборку» бывших в употреблении скандинавских автобусов, выписывая им ПТС со свежими годами. Эта любовь вполне рациональна: всё благодаря эпической надёжности и выносливости древних скандинавов, ради которой можно было закрыть глаза на то, что летом внутри — сауна.

Полный размер

2010, Пятигорск. Бельгийский Van Hool T8 Alizeé 210 — на чуть удлинённом шасси B10M-65. Бывший швед из Linjebuss AB

Дело в том, что создавались скандинавские автобусы всё-таки совсем для другого климата — и то, что хорошо в далёкой северной стране, становилось бедой бедовой знойным южным летом. Как правило, у таких машин категорически не было форточек, а остекление — двойное, со стеклопакетами. Зато система отопления — моё почтение; в тёплых краях она, правда, не очень актуальна. А что касается кондиционеров — то на машинах 70-х…80-х годов, а тем более — городских, это попросту не было принято.

Полный размер

2010, Пятигорск. Странное остекление этого Van Hool — следствие пожара уже в России. Форточки ему, правда, так никто и не приладил.

Что есть Volvo B10M-60? Как уже сказано выше, это самоходное «автобусное шасси», выпускавшееся с 1978 по 2003 год, и уступившее место наследнику — B12M. Автобусное шасси — это рама на колёсах, оснащённая двигателем, коробкой передач, электропроводкой и топливной системой. Чисто в технологических целях оно умеет ездить само, даже без кузова — это предусмотрено для езды по территориям заводов. Нечто похожее, но с двигателем сзади, в России выпускает КАМАЗ для нужд НефАЗа: его шасси называется КАМАЗ-5297, и лежит в основе всех собственных автобусов завода из Нефтекамска.

Полный размер

2008, Пятигорск. Древний финский DeltaPlan — Delta 200. Немного позже эту фирму поглотит Ajokki, а если присмотреться — то морда у него общая с советско-финской »Магнолией-83»

Обозначение B10M-60 несёт в себе минимум необходимой информации об исполнении машины, и читается так:
«B» — значит «автобусное шасси»;
«10» — округлённый литраж мотора (использовалась серия горизонтальных 6-цилиндровых дизелей Volvo THD10 в 9,6 литра*);
«M» — говорит о том, что двигатель стоит посередине, между осями, как у городского Икаруса (а у шасси B10R, к примеру, мотор стоит в корме);
«60» после дефиса говорит о том, что колёсная база машины, или расстояние между осями — 6 метров (были доступны варианты B10M с базой от 4,6 до 7 метров).
Интересно, что доступно было два варианта компоновки среднемоторных шасси: у B10M двигатель располагался прямо за передней осью, а у редкого «полуинтегрального» C10M — сдвинут к заднему мосту.

Полный размер

Все агрегаты у автобусов на шасси Volvo B10M упакованы под полом между осями — как у городского Икаруса — но по сравнению с венгром двигатель смещён ближе к передней оси

У «гармошек» на родственном шасси обозначение будет B10MA-55 — «A» отвечает за «гармошечность», а «55» — за базу в 5,5 метров. А у длиннющих трёхмостовых крокодилов, которых так любят скандинавы, «трёхосность» прячется в последней букве этого кода: например, B10M-70B с 7 метрами колёсной базы. У конкрурирующей «Скании» система обозначений универсальна для грузовиков и автобусов — но немного сложнее для восприятия, и требует шпаргалки (=

Полный размер
2010. Древний шведский Alpus 260SR рубежа 80-х — машина из первой поставки скандинавов в Пятигорск

Первые «скандинавы» на Ставрополье появились в Пятигорске четверть века назад: их приобрели в 1996 году для ныне несуществующей автоколонны 1477. В первых поставках были автобусы из Швеции, Норвегии и Дании, выпущенные разными кузовостроителями — но все на тех самых самоходных шасси Volvo.
За первым опытом последовали и дальнейшие поставки: вплоть до 2002 года местные автопредприятия обновлялись в первую очередь скандинавским б/у.

Полный размер
2007, Ессентукское ПАТП-1, или, как его зовут местные, ПАХ — Пассажирское автохозяйство

Соседние с Пятигорском Ессентуки тоже отведали скандинавского добра, став вторым городом КМВ, где успели отметиться «швебусы» на местных линиях. В 2002 году, когда автобусы в этом городе уже стали фантомами, ходящими раз в иногда, местное ПАТП-1 приобрело двух подержанных «скандинавов» из Дании — на том же шасси Volvo B10M-60, но с кузовами от местной мануфактуры Aabenraa. Обе машины трудились в Копенгагене, где были сняты с линий годом раньше.

Полный размер
2007. Это фото сделано в городе Ессентуки

Через несколько лет я познакомился с датчанином, который продавал эти машины на экспорт в Россию. Среди прочего, он рассказал, что большую часть собратьев ессентукских Volvo по той партии 88 года распродать так и не смогли, и в итоге в 2007-м пустили под грейфер на родине.

Полный размер
2007, Ессентуки

На момент поступления «датчанам» было всего 14 лет — что для настоящего скандинава той эпохи в общем-то ни о чём. А вот эмоции от невиданных иномарок после вусмерть заезженных ЛАЗов и ЛиАЗов описать трудно: поверьте, это был просто отрыв башки, несмотря на духовку в летний зной. А главная фишка датских машин, делавшая их интереснее шведских и финских — алюминиевые кузова: слово «коррозия» им вообще не было знакомо.

Полный размер
2009, Ессентуки. Конечная!

Полный размер

В Европе не жалуют закрытые кабины — но желающих дать незаменимый совет водителю в нашей стране всегда было много, и с этим приходилось что-то делать. Здесь внедрена перегородка со списанного Икаруса-280

Впрочем, едва барахтавшийся на грани разорения муниципальный гараж, где круче Икаруса отродясь ничего не видали, с древними скандинавами управиться не смог. И дело было не сколько в отсутствии рембазы и специалистов, сколько в том, что гараж попросту не тянул закупку небесплатных запчастей для иномарок — да и работало АТП долгие годы в убыток. Уже после банкротства предприятия, к 2008-му оба местных Volvo уже отъездились: сначала безвозвратно встала одна Aabenraa, ставшая почётным донором — а следом за ней «умерла» и вторая. И алюминиевый кузов не помог.

Полный размер
2009. Приехали!

Полный размер

Вернёмся в Пятигорск. На рубеже 00-х годов, в составе последних двух партий техники, сюда поступали автобусы финского производства, выпущенные фирмами Wiima и Ajokki (последний известен у нас в первую очередь благодаря телевизионным спецавтомобилям на шасси КАМАЗ). Все они начинали работу на маршрутах финской столицы, Хельсинки, у оператора HKL — Helsingin kaupungin liikennelaitos, или «городское транспортное предприятие»: эдакий «Хельгортранс».

Полный размер
Ajokki City (Volvo B10M-60) в Пятигорске. 2010 год

Полный размер
У Айокки довольно забавная отделка сидений — полумягкая

Полный размер
Кабина у всех автобусов на базе B10M одна и та же: приборка входит в комплект шасси

Полный размер
2008. На Ajokki наносили местную рекламу прямо поверх финской, в несколько слоёв

Ajokki City пришли в Пятигорск уже из «вторых рук», проработав после Гельсингфорса немного и в финской провинции. Пришедшие немного позже, в 2002-м, автобусы Wiima прибыли в Россию с линии в Хельсинки. После этого поставок уже не последовало: железный занавес снова опустился, таможня перестала давать добро, и импорт таких автобусов вскоре схлопнулся, тем более — для государевых гаражей.

Полный размер
2021, станица Суворовская. Последний герой.

Автобус из последней партии, Wiima K202, и дожил в местном автобусном гараже до 2021 года — де-факто став последним ходовым автобусом местного МУПа. Гоняет городская Wiima, правда, достаточно далеко за город, по сёлам и станицам: ходка в одну сторону — под 50 километров, а интервал между рейсами — почти три часа. Некисло для суть городского автобуса с «автоматом»!

По мере того, как полноценные автобусы в Пятигорске физически закончились, встав с различными поломками, эта машина осталась последней, работающей в местном океане ГАЗелей с редкими вкраплениями ПАЗиков. 35-летний «скандинав» пережил и крупные партии курганских «Аврор» и ростовских Hyundai, закупленных городом в 2007-м, и оба ЛиАЗа-5256, которые поступали уже после прекращения завоза «еврохлама». Понятно, что поддержание жизни в такой древней машине — дело непростое, особенно когда гараж скорее напоминает погост из тех, кто продержался на линии меньше неё.

Полный размер

Салон здесь — вполне городской; в некоторых скандинавов ставили дополнительные стулья со списанных собратьев для работы на пригороде.

Полный размер

Полный размер
Над дверьми — таблички на финском и хельсинский бортовой номер

Ныне автобусный «еврохлам» уходит из наших городов: за последние 20 лет гаечки таможенного регулирования затянулись, захлопнув перед б/у автобусами железный занавес. На маршрут возрастную машину тоже уже не поставишь: везде, где есть хоть какие-то деньги, требуют нестыдные года выпуска и экоклассы, а где не требуют — там и ловить уже нечего. Покупка даже сравнительно современного автобуса с его таможенной очисткой по-честному — дело разорительное и бессмысленное, тем более с нынешней валютой (а про не-честному мы скромно промолчим — ибо чтим Уголовный Кодекс).

Полный размер

Эффект аквариума, когда между стеклопакетами скапливалась вода, лечился просто: то стекло, что снаружи, разбивали — и рыбок разводить больше не приходилось.

Практически все скандинавские кузовостроители не пережили 90-х: всех их проглотили и пережевали сами Volvo и Scania, сначала лишив самостоятельности и ликвидировав бренды, а затем — «оптимизировав» внешние производства одно за другим.
В 1989 году финские кузовостроители Ajokki, Wiima и Delta, ещё независимые от Volvo, объединились в компанию Carrus, которая в конце 90-х продалась шведам и стала именоваться Volvo Bus Finland. На сегодняшний день от «Карруса» остался только бывший завод Delta близ Турку, с 2008 года снова независимый от Вольво — Carrus Delta Oy. Ныне там выпускают актуальные междугородники Volvo 9700. А вот коллегам «Дельты» по цеху не повезло: входивший в Carrus завод Wiima в городе Вантаа «оптимизировали» в 2001 году, а Ajokki в Тампере — обнулили в 2008-м.

Полный размер
2021 год, Пятигорск

Та же судьба постигла датскую мануфактуру Aabenraa: в 1994-м автобусный завод в Обенро купили сами Volvo, а в 2004-м предприятие уже разогнали. В ту же пору закрыты были и другие некогда независимые автобусные заводы, поглощённые Volvo: шведский Säffle, автобусное подразделение Steyr, немецкий Drögmöller — а производство городских автобусов Volvo уже давно «переехало» из более благополучных стран в Польшу, на бывший завод Carrus Polska.

Полный размер

2009. На завалинке. Купленные на замену старым автобусам китайцы отходили кое-как три года — и дружно испустили дух

Перед нами — один из последних правильных скандинавских автобусов с надёжностью того самого квадратного легкового Volvo, на котором можно увезти всю Икею одной ходкой, и сделать пару Экваторов, не чихнув. Сколько пятигорская Wiima продержится на ходу — одному Одину известно; думается, поддерживают жизнь в древнем скандинаве лишь за счёт разбора менее счастливых сестриц, уже пришедших к своей конечной.

Полный размер
2021. Будущее и прошлое — такие уж местные реалии

Автобусы в Европе давно уж не те: за девяностые годы они стали куда более нежными, «электронными» и капризными, а на машины после современных скандинавских автопредприятий на деле и без слёз не взглянешь — культура убоя техники спецконтингентом там достигла в последние годы невиданных вершин. Основной принцип — «болид должен разваливаться сразу после финиша», а там уже и трава не расти.

А в 2021 году нам остаётся лишь ловить последние кусочки той славной истории — например, застать в рейсе на пятигорском пригороде эту 35-летнюю машину из Хельсинки. Таких автобусов больше нет — и в нашем мире не намечается.

А что до форточек — так у всех свои недостатки.

И на этом у меня на сегодня — всё. До встречи на следующих остановках!

P.S.: в прошлом году Пятигорск любезно отказался от нескольких партий автобусов «Мосгортранса», которые им сватал прежний полпред Матовников. Сослались тогда на… узкие улицы. А может, кому-то просто ну очень нравится продавать путёвки частникам на ГАЗелях.

Как всегда, напоминаю про наш развесёлый Telegram-канал (=

Источник: www.drive2.ru

Volvo B10M

Volvo B10M — это среднемоторный (по другим данным — заднемоторный) автобус, сменивший в производственной гамме Volvo модель B58, построен на одноименном шасси. Большая часть машин была произведена в Швеции, но машины выпускались также в Англии и Бразилии.

Модельный ряд состоял из следующих вариантов: B10M-46, B10M-50, B10M-55, B10M-60, B10M-62, B10M-65 и B10M-70, где двузначное число является размером колёсной базы в дециметрах. Многие предприятия удлиняли или укорачивали базу по своему усмотрению. Позднее появились трёхосные шасси: B10M-50B, B10M-55B, B10M-60B, B10M-65B и B10M-70B. Сочленённая версия имела индекс B10MA.

История создания

Разработан как преемник Volvo B58, большая часть машин B10M были построены в Швеции, некоторые в других странах, таких как Англия и Бразилия.

B10M был одним из самых продаваемых шасси в Великобритании в течение 1980-х и 1990-х годов. Изначально B10M выпускался только как туристическое шасси, но был доступен в качестве городского автобуса, отсюда такая популярность.

Модификации

Citybus (B10MD / D10M). Двухэтажная версия B10M разработана в 1981 году, запущена в производство в начале 1982 года, названа Citybus (также известной неофициально B10MD или D10M).

B9M. Выпущен в 1982 году как облегченная, урезанная, бюджетная версия стандарта B10M. Доступно несколько вариантов: B9M-46, B9M-50, B9M-55 и B9M-60. Хотя технически это не преемник B57, он нашел более или менее то же самое место на рынках, где он был доступен. У B9M был тот же 9,6-литровый двигатель, что и у B10M, но с меньшей мощностью.

Он хорошо продавался в скандинавских странах , за исключением Дании.

Автобус Volvo Citybus. Фото Википедия

B10MT и B10T. С 1984 года модификация с правым рулем B10M-55B была доступна как B10MT, позже также B10T.

C10M и B10M-C. В 1984 году швейцарская компания Ramseier & Jenzer совместно с Volvo представили полуинтегральный автобус, известный как C10M, с двигателем в центре шасси. Производство C10M было закончено в 1987 году, но положение двигателя все еще было доступно в качестве опции и стало известно как B10M-C.

Годы выпуска

Основные сведения, характеристики

  • Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника.Volvo Bussar – подразделение концерна Volvo Group и один из ведущих мировых производителей шасси для автобусов, который также занимается разработкой, выпуском и реализацией полнокомплектных городских и междугородних автобусов большой вместимости под собственной маркой.
  • Назначение.Городской, туристический.
  • Класс. Большой.
  • Тип кузова. Одноэтажный городской автобус. Одноэтажный сочлененный автобус. Одноэтажный междугородный/туристический автобус. Двухэтажный автобус.

Базовые характеристики

  1. Габариты кузова, мм. Длина / Ширина / Высота. 14800 / 2500 / 3140.
  2. Количество дверей. 1-3.
  3. Общее количество мест, в том числе посадочных. От 48 до 55.
  4. Тип сидений. Мягкие комфортабельные сиденья с подлокотниками делают поездку приятной. Сиденья расположены на возвышении.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака. 250.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 14900 и 18000.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 7500 / 10500.
  • Рулевой механизм. С гидроусилителем.
  • Тип рулевого управления. Шестерня-рейка.
  • Тормозная система. Пневматическая, ABS.

Характеристики шасси

Автобус Volvo B10M. Фото Википедия

Марка. Volvo B10M.

Колесная формула. 4х2.

Шины. 315/80 R22,5.

Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.

Дополнительные характеристики

Вентиляция. Присутствует.

Система отопления. Присутствует.

Расположение багажного отсека. В нижней части, под полом пассажирского салона.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. DB Volvo THD101/102.
  • Тип. Дизельный.
  • Количество и расположение цилиндров. 6, рядный.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-2.
  • Рабочий объем, л. 9,6.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 245 при 2050 мин-1.
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 1500 при 1020 мин-1.
  • Расположение двигателя.Заднее, среднее.
  • КПП. 4-х ступенчатая автоматическая, Allison MT647.
  • Подвеска передней-задней оси. Независимая на подрамнике, пружинные стойки-Полузависимая, продольные рычаги.
  • Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 46.
  • Максимальная скорость, км/ч. 90-105.

Замена

В 2001 году B10M был заменен на B12M с более мощным 12,1-литровым двигателем и позицией двигателя C10M / B10M-C.

Видео

Источник: rasklad.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...